Профессор Сергей Гаврилов: Избавляя женщину от тазовой боли, мы избавляем ее от одной из причин бесплодия

Профессор Гаврилов: Заболевания тазовых вен - одна из причин бесплодия
Болит внизу живота. Постоянно. Хроническая тазовая боль - одно из самых загадочных и малоизученных состояний в современной медицинской науке. Проблема важная чрезвычайно, но о которой говорить вслух, тем более обсуждать прилюдно, не принято. Однако совершенно необходимо, считает собеседник "РГ" хирург, доктор медицинских наук, профессор Пироговского Университета Сергей Гаврилов.
Сергей Гаврилов: Мы знаем, кому надо делать операцию, а кого можно лечить таблетками.
Сергей Гаврилов: Мы знаем, кому надо делать операцию, а кого можно лечить таблетками. / Сергей Куксин

Сергей Геннадьевич, принято, что если "там" возникает боль, неудобство, то советуют мази, массажи, физкультурные упражнения, диеты, корсеты, особую обувь...Помогает? Кому-то да, кому-то нет. Причем нет деления на мужчин, женщин. Вы же уточнили: наш разговор о проблемах именно женского таза, о хирургических путях избавления от них. Почему?

Сергей Гаврилов: Да прежде всего потому, что именно у женщин боли в области таза встречаются очень часто. И это существенно влияет не только на повседневную активность женщин, но и деторождение.

Причины?

Сергей Гаврилов: Их много. В том числе заболевания тазовых вен. Да, это малознакомые врачам патологии. Но они часто приводят к появлению у женщин такой хронической боли. И их рассматривают одной из причин вторичного бесплодия.

Без подробностей не обойтись. Что же это за болезни такие?

Сергей Гаврилов: Прежде всего это расширение вен матки и яичников. То есть тазовых вен. Во время беременности они испытывают большую нагрузку и значительно расширяются. После родов у большей части женщин их размер приходит в норму. Но примерно у трети все сохраняется. Есть и другая причина расширения вен таза и тазовой боли. Это сужение крупных вен - левых почечной и подвздошной. При этом нарушается нормальный ток крови по ним. Происходит перераспределение кровотока. Увеличиваются нагрузки на тазовые вены, которые быстро расширяются.

И тогда болят?

Сергей Гаврилов: Это сложный процесс. В расширенных венах таза происходит застой крови, что и является основной причиной появления так называемой венозной тазовой боли. Мучительное, изнуряющее женщину состояние. Посудите сами, что происходит с человеком, когда практически непрерывно болит низ живота на протяжении длительного, до нескольких лет, времени. Меняется не только образ жизни, но и сама женщина, ее настроение, характер. А это действительно опасно. Женский характер... Объяснять не требуется.

Уйдем от женского характера. Как недуг может помешать женщине иметь детей?

Сергей Гаврилов: Во-первых, когда болит живот, женщине явно не до зачатия. Во-вторых, застой крови в венах таза сопровождается нарушением нормального кровообращения в матке и яичниках, меняется гормональный фон. Более того, даже если женщина забеременела, могут возникнуть проблемы вынашивания беременности.

Когда боль внизу живота, женщина обычно обращается к гинекологу. Зачем ей хирург?

Сергей Гаврилов: Правильно! Так и следует делать. Но как быть, если гинеколог не нашел своей болезни?

Стоит задуматься гинекологу...

Сергей Гаврилов: В первую очередь о том, что причиной тазовой боли могут быть тазовые вены. И надо попытаться осмотреть эти вены при ультразвуковом исследовании матки, яичников. И направить женщину к хирургу.

К хирургу поликлиники? Там про такие болезни знают?

Сергей Гаврилов: Не всегда. Но все же и такой вариант приемлем. Мы взаимодействуем с хирургами поликлиник. Они могут быть вполне ориентированы в этом вопросе. Другим шагом может быть обращение в специализированный медицинский центр, где врачи занимаются лечением таких пациентов.

Если правильно поняла, путь пациентки с тазовой болью к хирургу всегда лежит через визит к гинекологу?

Сергей Гаврилов: Не всегда. Немало ситуаций, когда пациентке следует сразу обратиться к хирургу. Это необходимо при очевидном признаке заболевания, если что-то выявлено во время планового обследования, диспансеризации. Хотя осмотр гинеколога все равно необходим.

Тазовые вены не видны, как определить, что они больны?

Сергей Гаврилов: Для этого есть ультразвуковое исследование.

Значит, ультразвука достаточно, чтобы обнаружить недуг?

Сергей Гаврилов: Первично - да! Ультразвуковое исследование позволяет точно сказать, есть расширение вен или нет. Но далее могут потребоваться дополнительные исследования, компьютерная томография либо прямая венография.

Все такие операции минимально травматичны. Они направлены в том числе и на возможность женщины зачать ребенка, стать мамой

Бесспорно, благие пожелания. Но известно, что специалистов ультразвуковой диагностики, которые могут квалифицированно оценить состояние тазовых вен, критически мало. Даже в Москве.

Сергей Гаврилов: К сожалению. Чем во многом объясняется столь частое использование компьютерной томографии в качестве первичного метода обследования пациенток. Но это ошибочный подход. Более того, это может привести к тому, что из 100 выполненных компьютерных томографий лишь у 10-15% пациенток в последующем при ультразвуковом исследовании нарушение оттока крови по тазовым венам будет действительно обнаружено. Есть специальные признаки, которые указывают на это при выполнении УЗИ и которые невозможно выявить при компьютерной томографии. Расширение вены - еще не болезнь.

Стараюсь не заниматься рекламой, но все-таки можете порекомендовать учреждения, где можно сделать качественное УЗИ тазовых вен?

Сергей Гаврилов: В первую очередь скажу о Первой Градской больнице . Университетская хирургическая клиника имени В.С. Савельева на базе этой больницы обладает наибольшим опытом в диагностике и лечении пациенток с подобными заболеваниями не только у нас в стране, но и за рубежом. Мы знаем, как помочь женщине.

Тогда конкретно. Чем хирурги могут помочь женщине с тазовой болью?

Сергей Гаврилов: Я бы уточнил: с венозной тазовой болью. Наши, хирургов, возможности здесь весьма широки. Во-первых, мы знаем, кому надо делать операцию, а кого можно лечить таблетками. Это же важнейший момент: отбор больных на операцию. Лишь малая часть пациенток нуждается в хирургическом лечении. Остальным показано медикаментозное лечение.

Таблетка всегда предпочтительнее ножа. Какие есть лекарства?

Сергей Гаврилов: Прежде всего это препараты, оказывающие воздействие на стенку вены, венотоники. Курс лечения обычно два месяца регулярного приема венотонического средства. Применение 1-2 курсов веноактивного лечения в течение года значительно улучшает самочувствие пациенток, возвращает их к нормальной жизни.

Значит, без операции? А когда надо ее проводить?

Сергей Гаврилов: Она необходима, когда наряду с тазовой болью выявляют расширение яичниковых вен. Для улучшения оттока крови из органов малого таза выполняют операции, направленные на устранение кровотока по этим венам: удаление участка вены через небольшой размер или закрытие просвета вены с помощью специальных устройств через пункцию подкожной вены на руке.

Это как? Вену на руке прокалывают, а закрывают вену в тазу?

Сергей Гаврилов: Во врачевании много чудес. И чем дальше, тем больше. Потому не удивляйтесь. Это так называемый внутрисосудистый, эндоваскулярный метод. Через вену на руке с помощью специального инструмента (катетера) в яичниковые вены устанавливают маленькие спирали, которые позволяют ликвидировать ток крови.

Как-то странно! Кровь и так плохо оттекает из малого таза, а делают, чтобы кровь вообще не поступала в вену.

Сергей Гаврилов: Согласен, парадокс, но правда. Такие операции приводят к улучшению оттока крови из органов малого таза. Более того, расширение вены на матке и придатках достаточно быстро исчезает, в них восстанавливается нормальный кровоток. Еще больший парадокс, когда при сужении левой подвздошной вены в нее устанавливают специальное расширяющее устройство (стент), после чего расширение вен таза также исчезает и в них восстанавливается нормальный кровоток. Эту операцию также делают через прокол сосуда, без разрезов на коже.

И даже такой "живот" не мешает сидеть, если таз в порядке. Фото: Никита Митюнин

А как решают, когда через прокол сосуда делать операцию, а когда открытую операцию? Через прокол всегда лучше?

Сергей Гаврилов: Какую операцию выполнить, решают на основании многих факторов. Большей частью они связаны со строением, анатомией вен. В наше время открытая операция не всегда большой разрез. У нас в клинике операции на яичниковых венах выполняют с помощью лапароскопического оборудования, через маленькие проколы. Прокол или разрез - не самое важное. Главное, чтобы исчезла тазовая боль, источник мучений женщины, причина невозможности зачать ребенка. И мы всегда выбираем тот вид операции, который наиболее подходит для конкретной пациентки.

Чуть рядом с основной темой разговора. Как поступают с варикозными венами на интимных местах? Их можно устранить каким-то образом?

Сергей Гаврилов: Такие вены удаляют через маленькие размеры либо в них вводят специальное вещество (склерозант), которое вызывает воспаление вены с последующим ее зарастанием.

Хирурга не могу не спросить: сколько длится процесс восстановления после операции? Когда можно работать, активно себя вести?

Сергей Гаврилов: Все такие операции минимально травматичны. Исчезновение главного симптома болезни - боли, происходит уже на 1-3-й день. Приступать к работе можно через неделю. А в случае использования внутрисосудистых методов - еще раньше. Есть определенные ограничения в физической нагрузке, но они не критичны.

Напоследок главный вопрос: после операций на тазовых венах женщина сможет иметь детей? Они не повлияют отрицательно на детородную функцию женщины?

Сергей Гаврилов: Безусловно, женщина сможет иметь детей. Операции не имеют никакого отрицательного влияния ни на возможность зачатия ребенка, ни на течение беременности. Эти операции направлены в том числе и на восстановление детородной функции.