- Для сырьевого экспорта чем меньше людей, тем лучше, и импортозамещение ему ни к чему. Образовавшийся вакуум заполнится соседними странами-конкурентами, - констатирует Вадим Заусаев.
Взять, к примеру, город Советская Гавань в Хабаровском крае, оставшийся без судоремонта. Владимир Филин, отработавший на Северном судоремонтном заводе (ССРЗ) 28 лет, вспоминает:
- Наряду с военными кораблями мы ремонтировали суда со всего Охотского моря. После приватизации свежеиспеченные частники спрятали траулеры в зарубежных портах, завод лишился заказов и был в итоге закрыт. Затем судоремонтом на бывшем Северном занялись частные фирмы, причем довольно успешно, однако краевой имущественный комплекс отказал им в аренде морских причалов в пользу экспортеров круглого леса.
Рыболовецкая артель имени 50-летия Октября в числе тех немногих, кто ремонтирует свои суда не за границей, а в соседнем Приморье.
- Конечно, я за возрождение судоремонта в Советской Гавани, - объясняет председатель артели Андрей Фукс. - Но для этого там придется восстанавливать все буквально с нуля и обучать по новой специалистов.
В 2018 году Советско-Гаванский и Ванинский районы присоединили к льготному режиму свободного порта Владивосток, но производственного бума без надежной логистики и госинвестиций в промышленность так и не наступило.
Новые возможности открывает федеральная правительственная Стратегия пространственного развития опорных населенных пунктов. Однако приходится слышать, что судостроение и судоремонт для Советской Гавани якобы не актуальны, поскольку она в стороне от Северного морского пути. Сторонников данной версии интересует в первую очередь не внутреннее развитие, а транзит и сырьевой экспорт, которые при всей своей значимости подвержены непредсказуемым внешним рискам. Достаточно вспомнить участь "Северного потока".
- Развитием одного только Хабаровска демографический спад в нашем крае преодолеть не получится, - говорит Вадим Заусаев. - Нужно не откладывая заселять благоприятное хабаровское приморье от Советской Гавани до Де-Кастри, создавать там логистический селитебный центр - прежде всего на основе судостроения и судоремонта. Поскольку время для частных инвестиций в эту некогда процветавшую советско-гаванскую отрасль упущено, требуются целевое государственное финансирование и жесткий протекционизм. Хотите рыбачить в Охотском море? Извольте ремонтироваться в его портах. По тем же причинам неправильно собирать все судостроение ДФО на юге Приморья. Комсомольский завод мог бы в Советской Гавани достраивать военные корабли, а хабаровский завод лучше перебазировать туда полностью для судостроения и ремонта - только там у него появятся реальные перспективы.
При этом, как отмечал председатель совета директоров АО "Объединенная судостроительная корпорация" Андрей Костин, из-за острой нехватки судостроительных мощностей требуются новые верфи. В первую очередь для гражданских судов. Неслучайно фактически сорвано выполнение планов Росрыболовства по строительству траулеров и краболовов по программе "квоты под киль". В этих условиях ОСК неожиданно отменила размещение заказов на Хабаровском судостроительном заводе и передала его в краевое ведение. Советскую Гавань как перспективную площадку ОСК не рассматривает вовсе, ссылаясь на строительство новой верфи в бухте Промежуточной возле Владивостока. Эту верфь еще не начали строить, зато в Хабаровске завод уже фактически остановлен.
Краевому правительству обеспечить предприятие заказами и модернизировать производство без федеральной поддержки будет практически не под силу. Не говоря уже о переносе ХСЗ в Советскую Гавань, где ему самое место. В 2014-м примерно так же отказались от завода в Николаевске-на-Амуре, на котором было построено около 400 речных и морских судов малого тоннажа - от плашкоутов до траулеров. Сейчас эта ниша пустует, а новая верфь планирует строить только крупные суда для торгового флота.
В любом случае инвестиционная политика госкорпораций должна быть тесно увязана со стратегическими интересами России на Дальнем Востоке. Новые верфи возле Владивостока, безусловно, нужны, с другой стороны, концентрировать все судостроение макрорегиона под самым носом у конкурентов весьма рискованно и контрпродуктивно. Если бы Советской Гавани позволили вырасти в мощный портово-промышленный центр, Россия твердо встала не одной, а двумя ногами на тихоокеанское побережье, приступив к его поэтапному освоению на севере и юге.
- Стратегию пространственного развития следует нацелить на улучшение демографии с опорой на внутренний рынок и на замкнутые производственные цепочки из градообразующих промышленных предприятий, без которых Советская Гавань и Николаевск-на-Амуре деградируют и превратятся в большие деревни, - считает Вадим Заусаев. - Экспортную логистику и транзит нужно рассматривать лишь в качестве дополнения, как, скажем, в Канаде, где численность населения не падает, а растет. У нас РЖД потеряла огромные перевозки, когда Китай стал наращивать собственную добычу угля, сократив его импорт из России. Вот что значит чрезмерная зависимость от вывоза за границу сырья. Вместе с депопуляцией она заводит в тупик, из которого выбираться придется следующим поколениям. Чего ни в коем случае нельзя допустить.