В Москве стартует "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры - 2025"

17 октября в Москве стартует конкурсная программа фестиваля "Биеннале театрального искусства. Уроки режиссуры - 2025".
Название пьесы Максима Горького превращается в название бара "На дне".
Название пьесы Максима Горького превращается в название бара "На дне". / Самарский академический театр драмы им. М. Горького

Откроется он постановкой "Пуф, или Ложь и истина" Аси Князевой в Театре имени Вахтангова. А 18 октября в "Пространстве "Внутри" в рамках фестиваля сыграют спектакль "Мертвые души" театрального объединения "Озеро". Режиссер Владимир Комаров обозначил жанр постановки как "поэма об "обыденной" жизни", но на самом деле заурядного в спектакле мало - да и сама постановка является довольно-таки "редкой" птицей. Например, здесь нет помещиков, зато есть их жены, которых играют Виктория Исакова, Таисия Вилкова, Светлана Иванова... Экстравагантно? Да. А когда сам Николай Гоголь писал об ординарном, не уводя его в сторону фантастики и гротеска?

В этом году в конкурсной программе "Уроков режиссуры" участвуют молодые театральные деятели. Их спектакли оценивают режиссеры-мэтры. Молодежь обещает москвичам много спектаклей сказочных, связанных с соотношением реального мира и мира сказки, фантазии.

В программе есть и "музыкальный миф" "Яга" - спектакль Алтайского театра для детей и молодежи, поставленный Дарьей Догадовой по мотивам славянских сказок, и современная мегаполисная "реконструкция" "Человек среднестатистический" московского Театра Ермоловой, которая рефлексирует над нашей любовью к статистике и анализу данных - процентами, графиками и рейтингами. Создатели спектакля, в том числе молодой режиссер Дмитрий Мульков, рассказывают, что в этом спектакле статистика сталкивается с реальным человеком - зрителем, его чувствами, которые не поддаются математическим измерениям.

А как и чем измерить человеческую душу? Кажется, что этим вопросом задаются и в спектакле "На дне. Doc" Самарского академического театра драмы имени Горького. Несмотря на узнаваемое название, к хрестоматийной пьесе Максима Горького спектакль имеет весьма условное и художественное отношение. Режиссер Дмитрий Крестьянкин, известный своими работами в области документального и форум-театра, в этот раз берется осмыслить самарскую жизнь - и возникающий из нее городской миф. В основу спектакля легли реальные разговоры, записанные в самом известном самарском баре, который, в свою очередь, назван в честь пьесы Горького.

В фестивале участвуют театры из Казани, Лесосибирска, Омска, Санкт-Петербурга, Верхнего Уфалея и Сергиева Посада. Среди конкурсантов - Сергей Тонышев, Саша Золотовицкий, Федор Пшеничный, Александр Локтионов и Фамил Джавадов... А оценивают их режиссеры-мэтры: Евгений Каменькович, Алексей Бородин, Валерий Фокин и Владимир Панков. Завершится фестиваль церемонией награждения победителей грантами на постановку.

Уже в следующем году в фестивале все будет ровно наоборот: в нем будут участвовать представители старшего поколения. А судить конкурс предстоит молодым.