Максим Ликсутов: Поездок на самокатах в Москве стало больше, а ДТП - меньше

В Москве наметилась необычная тенденция - поездок на прокатных электросамокатах стало ощутимо больше, а вот количество аварий с их участием и пострадавших, наоборот, уменьшилось. Например, в январе - сентябре прошлого года раненных в таких ДТП в столице было 1374, а в этом году их пока 760. То есть почти вдвое меньше. При этом самих поездок стало на три миллиона больше.
Москвичи в этом году совершили на прокатных самокатах на три миллиона больше поездок.
Москвичи в этом году совершили на прокатных самокатах на три миллиона больше поездок. / Константин Завражин

Свежей статистикой поделились в столичном департаменте транспорта. Привели там и такие цифры: число раненых год к году снизилось на 45 процентов, а количество аварий упало на 44 процента - с 1309 до 731. Главными причинами в ведомстве называют комплексные меры по повышению безопасности.

"В этом году мы ввели цифровую проверку пользователей, - объяснил заммэра столицы по вопросам транспорта и промышленности Максим Ликсутов. - Чтобы получить доступ к аренде, необходимо пройти верификацию через Mos ID. Это позволяет заблаговременно выявлять аккаунты несовершеннолетних и ограничивать им доступ к сервису. Со старта сезона проката уже заблокировали более 76 тысяч аккаунтов, которые не прошли проверку по возрасту".

Раньше участниками аварий нередко становились именно несовершеннолетние - тяги к быстрой и опасной езде у них много, а вот опыта и осторожности зачастую не хватает. Теперь же доступ к прокату открыт только тем, кто сможет подтвердить свой возраст - не меньше 18 лет.

Сказываются и другие меры. Например, Госавтоинспекция проводит регулярные проверки вместе с операторами проката - нарушителей штрафуют, некоторым блокируют доступ к сервису. Сотрудники Ситуационного центра организации дорожного движения Москвы контролируют дорожную ситуацию по камерам 24/7 и передают информацию о нарушениях операторам проката. Все прокатные самокаты в городе оснащены номерами, так что отслеживать нарушителей несложно - камера фиксирует нарушение, а оператор видит, кто в это время был за рулем.

Недавно для пользователей проката даже начали вводить систему рейтинга, как в каршеринге. У аккуратных арендаторов, которые не нарушают правила движения, не бросают самокаты где попало и не имеют нареканий, рейтинг высокий. А вот у нарушителей он низкий. Первые получают преференции, а последние, наоборот, ограничения. Например, им могут снизить разрешенную скорость.

Нужно учитывать, что даже высокий рейтинг не позволяет нарушать городские правила. Например, в медленных зонах разогнаться выше установленного предела в 5-15 км/ч не может никто. Такие зоны действуют в парках, на бульварах и т.д. Например, на Цветном бульваре в Москве скорость прокатных самокатов автоматически ограничивается до 15 км/ч, невзирая на рейтинг.

В дептрансе также назвали самые частые нарушения, которые приводят к авариям с электросамокатами. На первом месте оказалось пересечение пешеходного перехода, не спешившись. Самокатчики выезжают на "зебру" на большой скорости, и водители просто не успевают их заметить и остановиться. Именно поэтому правила требуют идти по переходу пешком, а самокат везти рядом с собой.

На втором месте несоблюдение очередности проезда - иногда самокатчики не уступают машинам или пешеходам, хотя должны были, иногда вина лежит на автомобилистах. Третья по распространенности причина - несоответствие скорости конкретным условиям движения. Когда самокатчики, например, быстро едут по тротуару, опасно обгоняя прохожих.