
Фестиваль фильмов об искусстве, который в восьмой раз проводит The Art Newspaper Russia, предлагает путешествие в terra incognita. Туда, где история искусства (к примеру, послевоенного японского авангарда) встречается с личной историей мастера, будь то художница по костюмам "Мосфильма" Людмила Кусакина (в анимационном фильм Ивана Батурина "Тени за кадром" оживает если не душа художницы, то ее любовь к кино и моде) или 92-летняя китайская танцовщица из ночного клуба в Сан-Франциско. К слову, фильм "Ча-ча-Чайтанаун" (режиссер Лука Юаньюань Ян) об этой звезде бурлеска и владелице знаменитого ночного клуба, которая с кабаре путешествует по США, Кубе, Китаю, стал хитом третьего китайского кинофестиваля MINT. По крайней мере, приз зрительских симпатий ушел именно к "Ча-ча-Чайнатаун".
К слову, это не единственный фильм, который с пылу с жару появляется в Москве после премьер на крупных международных кинофестивалях. Мультфильм "История огня" (режиссер Венью Ли) был в молодежной программе Берлинского фестиваля и стал главным призером фестиваля FIRST. Судя по тому, что он сделан в традиционной технике живописи тушью, мультфильм должен быть красив, а древняя легенда Цян, положенная в основу сюжета, обещает полный набор приключений героя сказки, с испытаниями, наградой и рождением заново… Яркая танцевальная картина "Дело было в Нигерии" (режиссер Эма Эдосио-Деелен) была в одной из программ 78-го фестиваля в Локарно. Она столько же об искусстве танца, сколько о дружбе, верности, потерях и надеждах на будущее, без которых нет юности. Фильм Титуса Кафара "Выставка прощения" участвовал в конкурсе "Сандэнса" в 2024 году.
На фестивале стартуют яркие премьеры российского проката (среди заявленных в программе на сайте - фильм "Новая волна" Ричарда Линклейтера, которому в Каннах зрители устроили 11-минутную овацию). Кроме звездных премьер международных кинофестивалей, программа напоминает о ярких выставках этого года в России. Тут и документальный фильм "Анатолий Белкин. Высокая вода" - о художнике, создателе "Собака.ru" и "Вещь.doc" (его выставка была в центре AZ Art). Тут и мокьюментари "Это лучшее, что у нас есть" (режиссер Алексей Мартынов), где по одноименной выставке в ММОМА на Гоголевском бульваре бродят, споря с куратором проекта, четверо зрителей - Случайный, Восторженный, Сонный и Скептичный.
Вообще, фестиваль обещает разнообразие жанров. Наряду с портретом художника на фоне истории майолики и русского модерна ("Птицы радости и печали", режиссер Василиса Кузьмина) в программе есть травелог, снятый Альберто Рено - о путешествии по северо-востоку Бразилии фотографа Анны Мариани. Рядом с детективом "Украденный Караваджо" (режиссер Кассар Гаспар) будет и реальная история скандального розыгрыша, случившегося на биеннале в Тиране в 2011 году ("Тиранский заговор", режиссер Манфреди Лючибелло). Фильм "Пионеры японского авангарда" француженки Амели Равале, обещающий погружение в историю искусства ХХ века, соседствует с семейной драмой "Выставка прощения".
В этом году свою программу представит на фестивале Центр визуальной культуры Béton. В ней четыре картины, в том числе уже упомянутый фильм об Анне Мариани, знаковом фотографе Бразилии, и фильм о художнике-керамисте Петре Ваулине… И точно нельзя пропустить фильм "Черкашины. Перформанс перестройки", где среди участников художественной акции оказываются… скульптуры на станции метро "Площадь революции".
Памяти Бориса Юхананове посвящен спецпоказ его диптиха "Интегральное Исчисление" - о живом разумном космическом корабле, который развлекается игрой под названием terra. Что и говорить, эта terra остается по-прежнему неизведанной планетой. Искусство и кино помогают ее понять чуть лучше.