Тайна - от русских
Посол России Александр Дарчиев передал США материалы об убийстве Джона Кеннеди. Хочется верить, что американцы хорошо воспримут этот наш шаг.

Тайна - от русских

Посол России в США передал американцам материалы об убийстве Джона Кеннеди
Посол России Александр Дарчиев передал США материалы об убийстве Джона Кеннеди. Хочется верить, что американцы хорошо воспримут этот наш шаг. / Central Press/Getty Images

Тайна - от русских

Посол России в США передал американцам материалы об убийстве Джона Кеннеди
15.10.202517:54
Николай Долгополов
изменить размер шрифта: 1.0x
Улучшение отношений может начаться или продолжиться с передачей секретов, пусть и давних. Мы им - секреты. А что они нам? Не "Томагавки" же…

Признаться, новость, переданная агентством ТАСС, заинтересовала и поначалу удивила. Член палаты представителей от Республиканской партии Анна Паулина Луна сообщила: посол России в США Александр Дарчиев передаст ей 350 страниц материалов правительства России об убийстве 35-го президента США Джона Кеннеди. Впрочем, чему удивляться. Именно 36-летняя Луна с февраля по распоряжению спикера Майка Джонсона возглавляет в палате представителей группу, отвечающую за работу с недавно преданными гласности "Рассекреченными в США документами об убийствах президента США Джона Ф. Кеннеди, сенатора Роберта Ф. Кеннеди и Мартина Лютера Кинга". Так что с адресатом в лице конгрессвумен от Флориды российская сторона никак не ошиблась.

Как сообщает посольство России в США, посол Александр Дарчиев уже принял Луну в своей резиденции. И передача документов из Росархива состоялась.

Обстоятельства убийства президента Кеннеди до сих пор вызывают много вопросов у американцев. Фото: Getty Images

"Посол выразил надежду, что архивные данные, собранные редколлегией сборника "Убийство Кеннеди и советско-американские отношения", прольют дополнительный свет на произошедшую трагедию", - отметили в российской дипмиссии.

К сожалению, президент Трамп, еще до избрания обещавший раскрыть некие тайны, касающиеся деталей убийств братьев Кеннеди, и на сей раз отделался лишь громким заявлением. Ничего конкретно принципиально нового в недавно рассекреченных и преданных гласности материалах нет.

Вообще рассекречивание секретов происходит в Штатах своеобразно. Обычно публике преподносятся старинные выцветшие страницы, в которых черным цветом вымарано все наиболее интересное. Из них не узнать, каким способом получена информация. Кто ее передал. Какова степень достоверности сообщения. Иногда целые абзацы, в которых, возможно, и содержится так и оставшаяся неведомой истина, закрашена густым черным цветом.

Все же и это лучше, чем ничего: документы представляют интерес для историков. Скажем, просмотрев около 3000 страниц рассекреченного дела наших разведчиков, ныне Героев России, Морриса и Леонтины Коэнов, я отыскал лишь несколько интересных, ранее не обнародованных фактов. Они не столько об их работе, сколько о том, как велось следствие и как годы спустя после ареста пары уже в Англии американцы пытались выяснить, что же, собственно, успела сделать эта пара, прожившая в Соединенных Штатах. До истины расследователи так и не докопались, хотя попытались проследить все передвижения Коэнов по США и за их пределами, круг их общения, изучить биографии не только супругов, но и их родственников, а также близких знакомых.

Американцы получили от нас новый сигнал о желании налаживать отношения

Вообще-то многие полагают, что снятие грифа секретности зависит от времени. Прошло столько-то лет - 20, 30, а то и 50 годков - и все тайное автоматически выходит наружу. Это совсем не так. Очень точно сказал о снятии грифа директор Службы внешней разведки РФ Сергей Евгеньевич Нарышкин. "Должно пройти время, должны быть взвешены все обстоятельства и риски в случае рассекречивания… Если риски в данный момент времени отсутствуют, то принимается решение о возможности рассекречивания".

Итак, переданные послом Дарчиевым документы сформировали на основе рассекреченных советских данных. Надо обязательно напомнить, что это не первый акт нашей доброй воли. Значительная часть документов, связанных с трагедией, по горячим следам наша сторона уже передавала. Тогда это сделал председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян.

Надо обязательно напомнить, что это не первый акт нашей доброй воли. Значительная часть документов, связанных с убийством Кеннеди, по горячим следам наша сторона уже передавала. Фото: Bettmann / Contributor/Getty Images

Момент очень важный, как говорят в разведке, чувствительный. Конечно, американцы знали, что Освальд прожил в СССР с октября 1959 года по июнь 1962 года. Сначала находился в Москве, потом получил разрешение на проживание в Минске. Работал, пусть и спустя рукава, на радиозаводе, женился на 19-летней красавице-минчанке Марине Прусаковой. И сразу после кончины Кеннеди ожидаемый вброс: "Советы подослали нам наемного агента". Документы, полученные от Микояна, это твердо опровергали, и начавшаяся было истерия относительно быстро угасла.

Конечно, КГБ вел за Освальдом постоянное наблюдение. От типичного неврастеника можно было ожидать чего угодно. Это подтверждала и предпринятая им в Москве попытка самоубийства, когда американского пришельца пришлось откачивать в больнице. Неврастеник, человек с завышенной самооценкой, страдавший манией преследования, требовал пристального внимания.

Ли Харви Освальд с молодой супругой Мариной на набережной реки Свислочь в Минске. Фото: Getty Images

Представлял ли он хоть какой-то интерес для наших органов безопасности как объект вербовки? Точно нет, что нашло отражение в соответствующих документах: вербовать странного и непредсказуемого американца, получившего от КГБ кличку Налим (действительно, здорово похож), было бы просто глупо.

Следили ли за Освальдом? Абсолютно точно - да. В Минске в товарищеские отношения с ним вступил молодой инженер Стас Шушкевич. В те уже далекие времена взять и задружиться с американцем без ведома соответствующих органов - невозможно. Видимо, заводчанина "подвели" к неуклюжему, ленивому новичку-рабочему. Так начинал карьеру Станислав Станиславович Шушкевич. Тот самый, что вместе с Ельциным и Кравчуком уже гораздо позже, в 1991-м, подписал Беловежское соглашение, констатировавшее распад СССР.

Недавно вышла книга еще одного знакомца Освальда. Автор - Эрнст Титовец называет Освальда своим "другом Аликом". Эрнст Петрович, врач по профессии, делится с читателями любопытными наблюдениями о подопечном.

Ли Харви Освальд. Фото: Общественное достояние/ commons.wikimedia.org

Я же долгие годы знаком с полковником разведки в отставке Олегом Максимовичем Нечипоренко. Так уж получилось, что из всех советских граждан он последним виделся с Освальдом. В Мексике Нечипоренко работал под крышей советского посольства. Туда 27 сентября 1963-го и явился Освальд даже не с просьбой, а скорее с требованием выдать ему визу для поездки в Советский Союз. Вел себя нервозно, его неуравновешенность, истеричность насторожили Нечипоренко и его коллег. В визе просителю было вежливо, однако решительно отказано. Я бы назвал то решение вещим. Сколько же всего на нас бы обрушилось, если бы Освальд побывал в СССР перед убийством Кеннеди, которое он совершил 22 ноября 1963 года.

Я попросил Олега Максимовича Нечипоренко поделиться мнением: что же может быть в пакете рассекреченных документов по убийству Кеннеди, переданных вчера послом Александром Дарчиевым члену палаты представителей Анне Паулине Луна? Ему ли, автору нескольких серьезных книг об убийстве Джона Кеннеди, не знать, что еще хранилось в наших досье.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР Анастас Иванович Микоян. Фото: РИА Новости

- Очень многое американцы получили еще от Анастаса Ивановича Микояна. Тогда он передал им тщательно подготовленные в Москве документы. Наверно, со временем появились какие-то новые возможности, - считает Олег Максимович. - Предполагаю, что они касаются пребывания Освальда в Москве. Наверное, более подробно рассказывается о том периоде, когда он жил в Минске. Возможно, там есть и определенные оперативные материалы, теперь рассекреченные. С течением времени кое-что становится на свои места. Хочется верить, что американцы хорошо воспримут этот наш шаг.

Очень хочется верить. Так воспримут ли? Жаль, если ответом будет лишь равнодушная благодарность.