ПИШ НГУ вошла в ТОП-10 Передовых инженерных школ 190 университетов страны

Опыт работы Передовой инженерной школы (ПИШ) "Когнитивная инженерия" Новосибирского государственного университета рекомендован для тиражирования в других вузах страны как успешный пример интеграции академической науки, высшего образования и запросов высокотехнологичной промышленности.
Александр Кряжев / РИА Новости

Одна из ключевых и традиционных тем международного форума "Технопром-2025", прошедшего в двенадцатый раз в Новосибирске, - подготовка высококвалифицированных кадров, необходимых для достижения технологического лидерства России.

В этом году на нем было отмечено особое значение интеграции научных исследований, промышленного производства и образовательной системы, образующих так называемый "треугольник Лаврентьева". Этот принцип, получивший имя основателя научного центра Академгородка, был положен в основу строительства научно-образовательного кластера Новосибирской области.

В него сегодня входят 34 научно-исследовательских института, 22 вуза, технопарки. Завершается создание в наукограде Кольцово установки класса "мегасайенс" - Центра коллективного пользования "Сибирский кольцевой источник фотонов" (СКИФ), в Академгородке - кампуса НГУ мирового уровня. Все это обеспечило Новосибирской области пятое место в Национальном рейтинге научно-технологического развития.

"Именно мультидисциплинарность Новосибирского научного центра и его тесная связь с высокотехнологичным бизнесом позволили создать эффективную модель ПИШ", - сказал министр науки и инновационной политики области Вадим Васильев на панельной дискуссии "Роль ПИШ в кадровом обеспечении технологического лидерства", состоявшейся на "Технопроме".

По оценке директора департамента координации деятельности образовательных организаций Минобрнауки России Виталия Гришкина, проект создания Передовых инженерных школ оказался успешен в тех регионах, где руководство активно включается в координацию.

"Новосибирская область в этом плане является мощным локомотивом, - подчеркнул эксперт. - В целом цель проекта - не просто готовить инженеров, а создавать лидеров, способных отвечать на самые сложные технологические вызовы и обеспечивать конкурентоспособность России на мировой арене".

Мультидисциплинарность и тесная связь с высокотехнологичным бизнесом позволили создать эффективную модель ПИШ

Федеральный проект "Передовые инженерные школы" реализуется в рамках нацпроекта "Молодежь и дети". В НГУ по нему начали готовить инженеров с 2022 года. Как пояснили в вузе, уникальность модели заключается в переходе от монодисциплинарной подготовки к созданию междисциплинарных технологических платформ и готовых продуктов. Таким образом, считает Вадим Васильев, вполне реально создать к 2030 году не менее десяти технологических платформ с доходом каждой более 500 миллионов рублей, что станет серьезным вкладом в реальный сектор экономики.

В рамках проекта уже разработан и испытан бортовой радиотехнический комплекс для многоспутниковой группировки "Марафон", создана единственная в России испытательная лаборатория для оптоволоконных датчиков, ведутся разработки виброакустических диагностических систем.

Для нефтегазовой отрасли запущена платформа геофизического мониторинга, выполняются работы по созданию реагентной базы для персонализированной медицины.

Первая ступень подготовки кадров, в которых нуждается каждое предприятие, - дополнительное образование школьников

В сфере биотехнологий запущены новые лаборатории - полногеномных технологий, биоинформатики. В открытой год назад лаборатории экологического инжиниринга и технологий декарбонизации проводятся исследования и разработка инженерно-технических решений, направленных на минимизацию негативного антропогенного воздействия на окружающую среду, ликвидацию накопленного экологического вреда.

Также здесь разрабатываются технологии рационального природопользования и ресурсосбережения.

"Сегодня перед нефтегазовой отраслью стоит задача повышения эффективности добычи трудноизвлекаемых запасов. НГУ стал головной организацией консорциума, выигравшего грант на развитие методик цифрового керна с использованием синхротронного излучения. Инновационный инструмент поможет нефтяной отрасли ответить на этот вызов", - привел пример заместитель директора ПИШ НГУ Владислав Канажевский.

Начальник отдела дополнительного образования ПИШ НГУ Юлия Зленко считает, что уникальность опыта ПИШ НГУ - во взаимодействии со школьниками. "Это не профориентация в классическом понимании, а настоящее "погружение в профессию" с головой, - говорит эксперт. - Первая ступень в подготовке кадров для региона, в которых сегодня нуждается каждое предприятие, - дополнительное образование школьников.

Стратегически мы выстраиваем долгосрочную траекторию работы "школа - вуз - предприятие". Выпускники наших программ приходят в НГУ уже с опытом проектной работы, интересом к инженерии и более осознанным пониманием своего будущего профессионального пути".