
Баров и ресторанов в Москве, украшенных книгами, много, но вряд ли их кто-то читает в шумной компании. Но в ряде заведений теперь можно встретить буктендеров - специалистов, которые все-таки подбирают книги для гостей. В одном из баров на Петровке этим занимается Александра Батршина. Расставляет на полках самые интересные, по ее мнению, книги и предлагает их почитать посетителям. Но застать Александру на рабочем месте можно только по выходным. Говорит, для нее эта работа для души, а большинство посетителей сами выберут интересующую их литературу. "В бар люди идут поговорить, отдохнуть, сложно представить, что кто-то в пятницу вечером сядет почитать за столиком, - рассказала Александра. - Но домой от нас книги берут часто. Я рекомендую гостям, например, книги серии "Мифы от и до" - это и славянские мифы, и древнееврейские, и даже астрологические. Все книги в красивых обложках, любую можно взять в отпуск и хорошо провести время. Их стоимость от 600 до 1200 рублей".
Сейчас многие гости охотно берут книгу Паоло Соррентино "Не самое главное". В ней 23 черно-белых портрета, выполненных известным фотографом Якопо Бенасси, и 23 биографии этих персонажей, выдуманные знаменитым итальянским режиссером. "Книга не новая, была издана почти 10 лет назад и стоила около 15 тысяч рублей, но в какой-то момент пропала с прилавков, а теперь у нее "вторая жизнь" и стоит она чуть больше 600 рублей. Многие берут, опасаясь, что она вновь пропадет", - уточняет буктендер.
Есть в баре и буккроссинг. Это значит, что сюда можно принести любую свою книгу и забрать понравившуюся. Читательский билет и паспорт для этого не потребуют.
Александра замечает, что мода на чтение и обсуждение прочитанного возвращается. Причем москвичи отдают предпочтение не модным книгам, а добрым, после прочтения которых остается хорошее настроение. "Москвичи будут читать всегда, может быть, в будущем книги станут короче или в них будет больше картинок, но пока есть тот, кто пишет, будут и те, кто будет рассказывать, что лучше почитать", - уверена она.
При приеме на такую работу внимание уделяется не образованию, а любви к книгам и вообще чтению. Никита Гусев, совладелец бара, признается: "Почти всегда книга бывает последним заказом перед уходом домой. Сначала человек полистает то, что ему посоветовали. Потом выпьет пару коктейлей и более вдумчиво изучит наши книжные полки. В конце концов что-то его зацепит, и он сделает свой выбор". По его словам, буктендеры в подобных местах будут востребованы все чаще.
К слову, у Александры есть еще одна необычная профессия - в ателье ГЭС-2 она фасилитатор. Она помогает семьям и детям познакомиться с разными художественными техниками и материалами, поддерживает процесс творчества, делает профессиональные практики доступными и понятными для широкой аудитории, а также занимается поиском художников для проведения мероприятий и мастер-классов.
Смотрю базу вакансий центра "Профессии будущего". Через минуту нахожу не менее интересную вакансию - специалист по прогулкам. Это, как указано в объявлении, простая и увлекательная работа для людей, живущих в движении. В их обязанности входит обход назначенных территорий, фиксация графиков работы магазинов и посещение торговых центров. За такие "прогулки" работодатель готов платить в месяц от 50 до 80 тысяч рублей.
Еще одна компания находится в поиске директора по приколам. Кандидату предстоит ежедневно носить смешной костюм, придумывать шутки, "объяснять зумерские шутки миллениалам", проводить зарядки под треки Надежды Кадышевой, отвлекать всех от работы и следить за атмосферой в офисе.
Зарплату же предлагают и правда как у директора - 500 тысяч рублей. Но требуется и опыт на аналогичной должности от пяти лет.
"В нашей базе представлено более полумиллиона вакансий из всех отраслей экономики, и мы регулярно фиксируем довольно нестандартные предложения", - рассказали в центре.
Еще одно интересное предложение - флорист вкусных букетов. Задача сотрудника: заливать клубнику в шоколад, формировать букеты и упаковывать их. Работа требует подвижности и сообразительности. Зарплата - от 70 до 90 тысяч рублей в месяц.
"Появление таких нестандартных вакансий - не просто чей-то креатив, а ответ бизнеса на конкретные запросы рынка. С одной стороны, компании стремятся ответить на новые потребности, например, небанальные подарки. С другой - креативные формулировки сами по себе являются мощным инструментом пиара, позволяя привлечь внимание к бренду", - подчеркнули в центре "Профессии будущего".