
Удивительно, в веке XXI в игрушки стали играть не только дети, но и взрослые. Современные коллекционные куклы, часто монстроподобные, стали своего рода стебом над нашей манией потребления, заигрыванием с нашим желанием обладать всем. Удивительно, но сами по себе они стоят немало и становятся не только ироничным художественным высказыванием, но и частью миллиардного рынка. Их собирают богатые и знаменитые. Это с одной стороны. А с другой - взрослый, привязывающий к своей сумке монстрика Лабубу, пусть даже поддельного и купленного за несколько сотен рублей в газетном киоске, просто ненадолго, но хочет вернуться в детство, чтобы остановиться и прекратить вечную взрослую гонку.
Во что играют сегодняшние взрослые, рассказывает выставка Super Toys, открывшаяся в пространстве "Кристалл".
В 1996 году родился первый японский виниловый мишка Bearbrick - потомок знаменитого английского Тедди - плюшевого медведя с хорошими манерами. К слову, в уютного Тедди играли более ста лет.
Зато новых мишек можно использовать как холст для авторской фантазии. Фигурки стилизуют под героев из "Звездных войн" или комиксов Marvel. Таких мишек производят все - от андеграундных музыкантов до дизайнеров высокой моды, от голливудских студий до современных художников. Собрать всех мишек Bearbrick практически нереально. Но поклонники советуют начать с базовой серии - на пузе этих девяти мишек красуются буквы. Если купить все девять, получается слово Bearbrick.

Японец Хадзимэ Сораяма прославился куклами, покрытыми сияющим на солнце хромом. В его портфолио даже есть хромированная Мэрилин Монро. С одной стороны, его герои суровы, с другой - благодаря хрому миловидны. Все потому, что в хроме - скрытая символика. Покрывая им фигурки супергероев, Сораяма возносит их от полки супермаркетов до музейной витрины.
Хромированными становились фигурки Hello Kitty, "Железный человек". Мечта художника - соединить живого человека с искусственным интеллектом. Он смело верит в то, что в будущем человеческое и вовсе будет улучшено с помощью холодного металла.
Эти кошечки - рекордсмены по популярности уже более пятидесяти лет. Правда, сами создатели, тоже японцы, уверяют, что это не кошечка, а мультяшная девочка. В первом десятилетии 2000-х они заполонили все. Тогдашние школьники мечтали о сумках, тетрадках и футболках с этим героем.
Первую девочку-кошечку выпустили в 1960 году. У нее даже есть своя биография-легенда. Hello Kitty родилась 1 ноября в пригороде Лондона. Ее жизнь - сплошная милота: она обожает печь печенье, путешествовать, читать и общаться с друзьями. И не устает повторять: "Друзей много не бывает". У нее есть сестра-близнец Мимми, которая всегда ходит с желтым бантом, и любимый плюшевый мишка по имени Крошка Чам. В отличие от Лабубу, против Hello Kitty никто не выступал - она признанный символ дружбы и доброты.
Зимомо, Тайкоко, Спуки, Лабубу - это все друзья-соседи по зачарованному лесу. Уж сколько копий было сломано в российских СМИ - игрушка вредна, опасна для психического здоровья. Но, как всякий монстрик, она работает с нашим подсознательным, с тем, что мы боимся произнести вслух. По версии создателя уроженца Гонконга, выросшего в Голландии, Кейсинга Лунга, этот монстрик добрый и вдохновлен северо-германской мифологией эльфов.

Взрослые и дети продолжают сметать Лабубу с полок сразу после релиза, очереди за слепыми коробками, какой Лабубу достанется покупателю - неизвестно, стоят по всему миру. Маркетологи объясняют: бешеный успех игрушки - из-за смешения противоположностей - жуткого и милого, агрессивного и доброго, своего и чужого, знакомого и неизвестного.
Пока российские дизайнеры только нащупывает аудиторию, создают первые выставки, ищут место в культурном ландшафте. Художник Nidgus, в миру Ниджат Гусейнов, работает с интернетовскими мемами и поколением, проводящим большую часть дня в офисе. Так появились его игрушки "Уставший коллега", "Всеуспевающий коллега", "Та самая Галя", "Девушка с Патриков".
Это коробки с набором аксессуаров. Все, как в детских наборах куклы Барби, - где помимо самой куклы Гале выдают рупор и пластиковую скидочную карту. А девушке с Патриков - модную шляпу, клатч и билет в Дубай. Такие куклы на стол в офисе поставить не грех. Как напоминание, что нужно быть менее серьезными.