
Завершившиеся переговоры в Душанбе оставили не только послевкусие от замечательного плова, которым потчевали журналистов в пресс-центре по личному распоряжению президента Таджикистана Эмомали Рахмона. Не менее впечатляющим стало послевкусие от встречи на двух ключевых площадках - "Центральная Азия - Россия" и заседание Совета глав государств СНГ.
В условиях, когда в странах Содружества выросло новое поколение, не имеющее общих привычек "советского общежития", воспитанное на других книгах, других ценностях и в других системах образования, наладка коммуникаций и поиск взаимных точек интереса остается задачей номер один.
Взять Центральную Азию. Страны региона в последние годы консолидировались и выступают с единой позицией в отношениях с ведущими державами мира, имеющими свой интерес в регионе, а это, помимо России, такие государства, как Китай, США, страны Евросоюза, Индия и многие другие. По оценкам экспертов, Центральная Азия - это уже не объект, а субъект мировой политики. И если ранее ей предсказывали балканский сценарий, то нынче говорят о ренессансе.
Безусловно, что Россия не может и не хочет оставаться в стороне от интеграции с регионом, с которым имеет тесные экономические и культурно-гуманитарные связи, уходящие в наше общее прошлое. А потому итоги второго уже по счету саммита "Центральная Азия - Россия" вызвали большой резонанс.
Если говорить об отношениях России и Центральной Азии, то они неоднородны и отличаются разным уровнем вовлеченности в общие интеграционные процессы. Кто-то находится в нейтральном статусе, кто-то сотрудничает более глубоко, кто-то менее. А есть государства-лидеры, играющие роль первой скрипки, хотя бы в силу накопленного дипломатического опыта - это страны интеграторы, двигатели отношений, или, как говорил очень популярный в Казахстане историк и востоковед Лев Гумилев, - пассионарии.
Напомним, что именно Казахстан стоял у истоков создания Евразийского экономического союза. И вовсе не случайно президент Токаев в самом начале своего выступления говорил о самой протяженной в мире сухопутной границе между нашими странами, а это более 7,5 тыс. километров. Он также озвучил цифры о том, что более половины всего товарооборота Центральной Азии с Россией в 2024 году приходится на Казахстан: из 50 млрд долларов в целом по региону 28 млрд наторговали Москва и Астана.
- Казахстан и Россия в хорошем смысле слова обречены на вечное союзничество, стратегическое партнерство и, в конце концов, дружбу, - отметил Касым-Жомарт Токаев на двусторонней встрече с Владимиром Путиным.
А президент России, в свою очередь, напомнил, что именно Москва и Астана "являются в известной степени инициаторами интеграционных процессов на постсоветском пространстве".

Другими словами, сама география и общая историческая судьба обеспечивают наше тесное взаимодействие. И здесь возникает вопрос, который крайне интересен и России, и Казахстану. Как в будущем будут коммуницировать между собой новые поколения управленцев наших стран, а также государств Центральной Азии; как будут взаимодействовать между собой наши народы?
В этом контексте именно Казахстан последовательно и эффективно продвигает форсайт-инициативы, реализуя экономические и социальные проекты, создающие синергию там, где другие видят преграды. Обратите внимание на то, как деликатно и в то же время исчерпывающе президент Токаев затронул языковой вопрос на саммите "Центральная Азия - Россия".
Он подчеркнул, что укрепление статуса казахского языка как государственного и сохранение роли русского - не противоречие, а естественный путь Казахстана, где национальная политика ведется под лозунгом "Единство в многообразии".
Касым-Жомарт Токаев акцентировал внимание на том, что родные языки в странах Центральной Азии "ниспосланы Всевышним" и обрели государственный статус в конституционном порядке. В этой связи развитие казахского языка будет продолжено системно и последовательно. Вместе с тем важно, чтобы молодое поколение свободно владело двумя, тремя и даже четырьмя языками, что является не только отражением современного мира, но и конкурентным преимуществом, открывающим путь к знаниям, технологиям и международному сотрудничеству.
Это в полной мере касается и русского языка, который, по словам президента Казахстана, объединяет страны Центральной Азии и Россию и считается общим достоянием.
В отличие от идеологизированных сценариев, где языковой вопрос используется для конструирования барьеров, Казахстан рассматривает многоязычие как конкурентное преимущество и фактор устойчивого развития и последовательно продвигает эту политику как внутри страны, так и в формате публичной дипломатии на пространстве СНГ.
Особое место в этой стратегии занимает инициатива Казахстана по созданию Международной организации русского языка со штаб-квартирой в Сочи. Она была озвучена в 2022 году на заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств, а в 2023 году на саммите СНГ в Бишкеке были подписаны соответствующие документы.
Касым-Жомарт Токаев отмечал, что идея создания этой структуры основана на международной практике: аналогичные институты действуют для продвижения французского, немецкого и испанского языков.
Характерная черта казахстанского подхода - четкая связь языковой политики с правами всех граждан. Казахстанский лидер неоднократно подчеркивал, что каждый житель страны вправе говорить на том языке, который ему удобен, - и в быту, и в публичной сфере. В стратегическом смысле Казахстан выстраивает зрелую, институционально устойчивую модель гуманитарной политики. Казахский язык в ней выполняет функцию внутренней консолидации и национального самоопределения, а русский - функцию международного сотрудничества, инструмента участия в глобальной экономике знаний.
Этот баланс не только отражает социальную реальность многонационального Казахстана, но и задает ориентир для других стран региона, показывая, что язык может быть основой для взаимопонимания, сотрудничества и совместного развития. По сути, Казахстан предложил не политический, а гуманитарный инструмент интеграции, направленный на развитие диалога культур, образования и научного обмена.

Более того, Астана на своем примере показывает то, как это работает на практике: сегодня 60 университетов Казахстана сотрудничают с 50 вузами России. Число казахстанских студентов в России превысило 60 тысяч. В Казахстане открыты филиалы девяти ведущих российских вузов, включая открывшийся в этом году филиал МГИМО. Казахский национальный университет имени аль-Фараби открыл свой филиал на базе Омского государственного университета.
Другая не менее важная точка языковой коммуникации - взаимодействие на уровне креативной индустрии. Это не менее важный механизм, позволяющий сохранить общее культурно-гуманитарное пространство.
На заседании Совета глав государств Содружества Независимых Государств в Душанбе президент Токаев выступил с инициативой о создании Ассоциации креативных индустрий. Предполагается, что ассоциация будет сформирована на базе Межгосударственного фонда СНГ по гуманитарному сотрудничеству.
Основными задачами новой структуры станут поддержка молодых талантов, реализация совместных проектов и формирование экосистемы креативной экономики в пространстве Содружества.
Следует отметить, что на уровне Межпарламентской ассамблеи СНГ в текущем году была завершена разработка модельного закона "О креативных (творческих) индустриях", что знаменует переход от институциональной работы к практической реализации озвученных инициатив.
Казахстан, кстати говоря, довольно активно развивает это направление: во всех крупных городах открываются креативные хабы. Для предпринимателей, работающих в этой сфере, предусмотрен специальный налоговый режим. В целях поддержки креативной индустрии принят соответствующий закон. Добавленная стоимость креативного сектора в Казахстане превысила 2 млрд долларов, в нем занято 143 тысячи человек.
2024 год для сферы креативных индустрий Казахстана ознаменовался прорывом в мировом рейтинге Global Innovation Index, - по данным министерства культуры и информации РК, страна поднялась с 93-го на 65-е место по показателю "Креативные товары и услуги" и с 60-го на 31-е место по показателю "Производство национальных фильмов".
Россия уделяет этому вопросу не меньшее внимание. В 2024 году валовая добавленная стоимость креативной экономики составила 7,5 трлн рублей, ее вклад в ВВП России - 4,1%, тогда как в 2017 году этот показатель составлял 2,8%.
В целом креативная индустрия становится эффективным инструментом культурной дипломатии, способствующим укреплению доверия, дружбы и добрососедства между странами. Через искусство, дизайн, кино, музыку и другие формы творчества государства СНГ могут выстраивать новые формы взаимодействия, основанные на взаимном уважении и обмене идеями, и что не менее важно, создавать конкурентоспособные продукты для глобального рынка.
Таким образом, Казахстан выступил в своем фирменном стиле, связав между собой перспективы экономического развития в приоритетных сферах и политику "мягкой силы", которая становится все более востребованной в условиях глобальных изменений.
Душанбинская повестка показала, что вопросы транспорта и логистики - еще одна приоритетная тема саммитов "ЦА - Россия" и Совета глав государств СНГ.
Президент Путин ключевой задачей видит обустройство маршрутов "Север - Юг" и "Восток - Запад", а также прокладку новых трансконтинентальных коридоров и отмечает роль Казахстана, который, находясь в центре Содружества, играет в этом процессе незаменимую роль.
Президент Токаев подчеркнул, что продуктивное торгово-экономическое сотрудничество возможно только при наличии активно функционирующих транспортных коридоров. Коридор "Север - Юг" открывает для государств СНГ прямой доступ к рынкам стран Персидского залива и Южной Азии.
В перспективе планируется запуск Совместной программы по инвестиционному и инфраструктурному сопровождению восточной ветки коридора, к которой могут быть привлечены международные финансовые институты и инвестиционные фонды.
Планируется удвоение пропускной способности коридора "Север - Юг" к 2027 году на базе уже достигнутых 2,5 млн тонн в 2024 году. Активно развиваются коридор "Восток - Запад" и Транскаспийский маршрут (ТМТМ) в увязке с китайским мегапроектом "Пояс и путь".
Чтобы привести все эти маршруты к единому знаменателю, президент Казахстана предложил создать цифровую карту СНГ, которая позволит "сшить" национальные планы и транспортные коридоры между собой.
Что это может дать рынку? Связка "дороги + софт" делает коридоры прозрачными и привлекательными для инвесторов. Сквозная бронь мощностей, единый расчет ETA и понятная калькуляция потенциально снижают простои и штрафы. Цифровая карта может обеспечить динамическую маршрутизацию и "обход" проблемных мест, например, при шторме на Каспии или ремонтах. Цифровые накладные и обмен документами в контуре призваны исключить "ручной" документооборот на стыках.
Кроме того, близка к завершению и Концепция сопряжения главных транспортных артерий СНГ, инициированная Казахстаном. В нее предлагается включить положения о внедрении технологий искусственного интеллекта для управления грузопотоками, снижения издержек и минимизации рисков.
Главная цель этих и других проектов - перевести транзит Евразии в скоординированный режим управления транспортными потоками и данными, создание единой экосистемы для транспортировки грузов. И это уже не просто транспортная дипломатия - мы имеем дело с управляемой индустриальной программой, где каждая мера "привязана" к производственным мощностям по выпуску локомотивов, вагонов, рельсового полотна, строительство мостов, тоннелей и терминально-логистических комплексов. Это язык, который лучше всего понимают грузоотправители, банки и фонды.
Активность Астаны в сфере транспорта и логистики объясняется географией. Положение страны делает ее естественным мостом между Востоком и Западом, Севером и Югом, а значит, и центральным звеном евразийской транспортно-логистической сети. По территории Казахстана проходят 11 международных транспортных коридоров, включая пять железнодорожных и шесть автомобильных, по которым осуществляется около 85% сухопутных грузоперевозок между Азией и Европой.
Казахстан уже много лет занимается созданием современной транспортно-логистической сети: спрямляет железнодорожные и автомобильные пути, ведущие из Китая в Европу, а также из России в Иран и далее к Индии и Пакистану, строит новые аэропорты и морские порты, устраняет "узкие места" и барьеры, препятствующие торговле. За последние 15 лет в модернизацию транспортной отрасли было инвестировано свыше 35 миллиардов долларов. До 2030 года планируется отремонтировать 11 тысяч километров и построить свыше 5 тыс. км новых железных дорог.
Осенью 2025 года Казахстан устранил "узкое горлышко" на китайской границе, построив вторую линию железной дороги Достык - Мойынты. Продолжаются работы по завершению строительства обводной линии вокруг Алматы, а также возведение критически важного участка Мойынты - Кызылжар.
Идет строительство новой железнодорожной линии Бахты - Аягоз и создание третьего железнодорожного пограничного перехода с Китаем.
Одновременно реализуются меры по повышению пропускной способности автомобильного коридора "Западная Европа - Западный Китай", где участок от Кызылорды до границы с Россией будет переведен на четырехполосное движение.
В порту Актау завершен проект по созданию контейнерного хаба, призванного увеличить перевалку грузов по маршруту ТМТМ. За первое полугодие транзит контейнеров по этому коридору составил 32,4 тысячи ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент), наполовину больше, чем годом ранее.
Все эти и другие меры обеспечивают устойчивый рост объема перевозок. Как отметил президент Токаев, в Душанбе железнодорожный транзит грузов из России в Центральную Азию через Казахстан за последние три года вырос на 26%, превысив 30 млн тонн. При этом транзит в обратном направлении увеличился почти на 50%. Более того, поставки из России в Китай транзитом через Казахстан выросли в 3 раза, достигнув свыше 5 млн тонн.
Таким образом, на пространстве СНГ последовательно реализуется стратегия развития транспортно-логистической системы, превращающей страны региона в ключевой транзитный узел Евразии. К уже имеющимся коридорам в перспективе будут добавлены новые. Например, на саммите ШОС, который прошел в начале сентября в китайском Тяньцзине, говорилось о перспективах налаживания "Трансалтайского диалога" - это новая инициатива, объединяющая Россию, Казахстан, Китай и Монголию.
Устойчивое развитие транспортных коридоров создает условия для формирования единого транспортного пространства и расширения экономических связей. Управление евразийскими потоками, их скоростью и доходностью задают для СНГ стандарт цифровой логистики нового поколения.
Таким образом, главный вывод заключается в том, что Казахстан важнейший союзник России в процессе интеграции на евразийском пространстве. Астана выступает связующим звеном по всем ключевым направлениям - от культурно-гуманитарного до торгово-экономического, укрепляя статус проводника "мягкой силы", объединяющего страны СНГ, и превращаясь в крупный логистический хаб между восточными и западными рынками.
Казахстан становится ключевым игроком в поисках новых экономических ниш от креативной индустрии до зеленой энергетики. Предложения Токаева представляют собой комплексную и прагматичную стратегию, нацеленную на превращение стран Содружества в пространство созидания и прогресса, новых идей и возможностей.