
В центре первого этажа замерла фигура Смоктуновского в его знаковой роли - Гамлета, с черепом "бедного Йорика" в руках. Прямо за ним играют музыканты, чернеют каменные стены замка Эльсинор и висят башенные часы из фильма - подлинная часть декораций. По обе стороны расположились еще две экспозиции. Одна посвящена режиссеру Григорию Козинцеву, который и разглядел в актере "русского Гамлета". Вторая - это вид гримерки Смоктуновского.
Про гримерку актера его внучка, Анастасия Смоктуновская, рассказывает с особенной любовью. "Здесь хранится сама память о нем, - говорит она. - В этом комоде лежат бабушкины клипсы и бусы, любимая белая рубашка дедушки, много архивных фото и таких символичных мелочей, как игрушечная машина "Волга". Кажется, вот-вот он войдет и начнет готовиться к выходу на сцену". На вопрос о любимой роли дедушки Анастасия не задумываясь отвечает: "Конечно же, Гамлет".
В части, посвященной Григорию Козинцеву - тексты сценария. Благодаря особой технологии они парят над гостями. А буквально вырывающаяся из стены фигура режиссера словно хочет их коснуться.
Генеральный директор "Ленфильма" Надежда Андрющенко напомнила, что легендарный фильм про "Гамлета" снимался сразу на трех морях - Черном, Баренцевом и Балтийском. Ради него Смоктуновский отказался от многих других проектов, хотя сам искренне переживал, получится ли? Ведь, по его признанию, до получения этой роли "он даже не читал Шекспира".
Кроме творческого пути, в экспозиции отражен и фронтовой путь актера. Этому посвящен целый зал. На стене надпись: "Не верьте, что на войне не страшно, это страшно всегда". Иннокентий Михайлович знал это не понаслышке. В 17 лет, сразу после училища, он направился на фронт и участвовал в боях на Курской дуге в 1943 году. Потом попал в плен, долго кочевал по лагерям. Из плена бежал чудом, добрел до поселка Дмитровка и обессиленный упал на порог первого же дома.
Но даже после этих испытаний Смоктуновский не покинул ряды Красной армии и после битвы за Варшаву был награжден уже вторым орденом "За отвагу". Медаль и пожелтевшее удостоверение к ней сейчас висят на стенде выставки, тихо, но красноречиво напоминая о подвиге.
Если подняться на второй этаж экспозиции по лестнице, то на каждой ее ступени можно разглядеть знаменитую надпись "Быть или не быть". Анастасия Смоктуновская говорит: "Быть. Когда он играл эту роль, шекспировскому тексту было почти 400 лет. Не будет меня, вас, а пьеса Шекспира будет".
Большая часть второго этажа посвящена художественной составляющей фильма. Здесь представлены костюмы, в которых артисты играли в "Гамлете", уникальные фотографии и слова тех, кто работал над картиной. По воспоминаниям художника-постановщика Евгения Енея, для съемок требовалось либо обнаружить хорошо сохранившийся замок раннего "нордического" средневековья, либо создать натурную декорацию в подходящем пространстве. После обследования всего побережья Эстонии группа нашла место необыкновенной красоты с живописным скалистым ландшафтом, который и стал кинематографическим Эльсинором.
Несмотря на то что с момента культовой премьеры прошли годы, картина продолжает жить и находить новые интерпретации. Творение Козинцева и Смоктуновского остается актуальным и вдохновляющим и по сей день. Выставка на "Ленфильме" - лучшее тому подтверждение. Это место, где легенда обретает плоть, а "Гамлет" продолжает свой бессмертный диалог со зрителем.