Вузы должны задавать тренды

Воронежский государственный университет инженерных технологий (ВГУИТ) в этом году отмечает 95-летие. С каким багажом к этой дате подошел вуз и каковы планы по его развитию, рассказал ректор Николай Репников.
Ректор ВГУИТ Николай Репников: Прогрессивные инженерные школы изменили подход к образованию.
Ректор ВГУИТ Николай Репников: Прогрессивные инженерные школы изменили подход к образованию. / Андрей Архипов

Вы возглавили ВГУИТ чуть менее двух лет назад и до этого в данном вузе не работали. Как оцениваете вуз, будучи человеком со стороны?

Николай Репников: Воронежский университет инженерных технологий, конечно, во многом уникален. Отмечу, что в России всего четыре таких вуза: помимо нас это Росбиотех в Москве, технологический в Краснодаре и инженерных технологий в Кемерове. Но только ВГУИТ готовит специалистов по всем направлениям пищевой промышленности, в том числе технологов для сахарных заводов, - такие специалисты и программы остались только у нас.

Так что выпускники вуза, конечно, на пике востребованности. На всех формах обучения у нас сейчас более восьми тысяч студентов, и благодаря огромному количеству индустриальных партнеров большая часть уже определились с будущим местом работы, а многие уже работают по специальности.

В вузе активно развивается прикладная наука, за последнюю пятилетку создано несколько новых лабораторий. Но этого недостаточно - надо развивать научную и образовательную инфраструктуру, улучшать условия проживания студентов, обновить материально-техническую базу. И надо усиливать профориентационную работу, показать, что будущее - за инженерами, чтобы, как в советское время, было модно быть инженером.

Есть понимание, как решать эти задачи?

Николай Репников: Мы приняли новую программу развития, готовили ее с точки зрения самых современных требований, в канонах федеральной программы "Приоритет-2030". Ее будет непросто реализовать, но на то она и амбициозная, чтобы настраивать коллектив на развитие и выполнение поставленных задач.

Насколько амбициозная?

Николай Репников: Например, к 2032 году надо выйти на 10 тысяч студентов. Это сложно - прежде всего в связи с демографической ситуацией. Но мы уже растем. В этом году мы планировали увеличить контингент до 7900 студентов, но перевыполнили этот план. По итогам приемной кампании на 1 октября у нас обучаются уже порядка 8400 студентов и аспирантов на всех направлениях подготовки. На первый курс поступили 2694 студента, что на 107 человек больше, чем годом ранее. На платное обучение зачислены 1533 студента, на 93 больше. А по сравнению с 2023 годом набор увеличился почти на 25 процентов. При этом значительно вырос интерес к нескольким направлениям: конкурс на биотехнологии был почти семь человек на место против трех ранее, на электро- и теплоэнергетику - шесть человек против 3,5. Лидером среди всех стало гостиничное дело с конкурсом почти 20 человек на место.

Фото: Андрей Архипов

Большинство поступающих, конечно, из Воронежской области и соседних регионов, но абитуриенты приезжают из разных уголков страны - от Мурманска до Дагестана, от Калининграда до Чукотки.

То есть на рынке есть спрос. А насколько качественно этот спрос удовлетворяется?

Николай Репников: Во-первых, все-таки не вузам надо идти за рынком, а рынку - за вузами, которые должны стать центрами научно-технологического развития, задавать тренды развития отраслей производства, видеть как минимум лет на 15-20 вперед и готовить кадры, которые ориентированы на перспективные инновации.

Во-вторых, мы тесно сотрудничаем с работодателями. Раньше они отмечали у выпускников недостаток практической подготовки. Сегодня, помимо отсутствия опыта работы, производственники отмечают низкий уровень цифровых навыков и надпрофессиональных качеств: критического мышления, командной работы, аргументации и стрессоустойчивости. При этом у выпускников достаточно высокие зарплатные ожидания, удовлетворить которые без этих компетенций невозможно.

ВГУИТ - вуз прикладных исследований и разработок, ориентированных на быстрое внедрение в производство

Для решения этих проблем ВГУИТ совместно с работодателями разрабатывает новые образовательные программы в рамках нашего стратегического проекта "Прогрессивные инженерные школы", созданного по аналогии с федеральным проектом "Передовые инженерные школы".

Какие отличия есть в этих проектах?

Николай Репников: У федеральных ПИШ акцент на науку, вокруг нее выстраивается образовательная модель. Я сам разрабатывал такие проекты и защищал на прежнем месте работы, поэтому вижу, что первые такие ПИШ - это крупные университеты с хорошими лабораториями, научными коллективами, подготовленными для глобальных исследований. ВГУИТ - вуз прикладных исследований и разработок, ориентированных на быстрое внедрение в производство, что актуально для пищевой и химической промышленности. Поэтому у наших ПИШ немного другой путь. В их основе лежит именно образовательная модель, предусматривающая подготовку инженеров-новаторов для производства.

С предприятиями-партнерами мы уже определили для себя и научные фронтиры, в которых будут участвовать студенты. Тем более что научная база у нас сильная. Так, ВГУИТ с группой компаний "Молвест" (к слову, ее основатель Аркадий Николаевич Пономарев заведует у нас кафедрой технологии продуктов животного происхождения) разработал технологии получения концентрата мицеллярного казеина, быстрорастворимого концентрата сывороточных белков и изолята сывороточных белков - продукции, необходимой для производства, например, спортивного, лечебного и, что особенно важно, детского питания. На предприятии ГК в Калаче белковые ингредиенты уже выпускают, замещая импортные аналоги.

Насколько активно в ваших ПИШ участвуют работодатели?

Николай Репников: Их участие - основа всего проекта. У нас работают четыре ПИШ: "Молочные инновационные технологии" в сотрудничестве с "Молвестом" и "Эконивой", "Агропромышленные инновационные технологии" - с "Агроэко", "Инновационные технологии производства продуктов питания" - с 12 предприятиями сахарной, масложировой и спиртовой отраслей, "Химические инновационные технологии" - с "Сибуром" в лице "Воронежсинтезкаучука" и ABC Farben. По последней ПИШ готовится подписание соглашения с еще одним крупным партнером.

Фото: Андрей Архипов

Сейчас в ПИШ учатся 103 студента. От партнеров они получают дополнительную материальную поддержку - стипендию в 10 тысяч рублей (а некоторые платят и 20). Причем тут и студенты-платники, которые таким образом могут нивелировать затраты на обучение.

Для каждого партнера мы разработали индивидуальные образовательные программы с большим акцентом на практическую составляющую.

Сложно было выполнить все пожелания партнеров?

Николай Репников: Это потребовало немалых усилий. Здесь нужно было и соблюсти федеральные стандарты образования, и добавить больше практики. По сути, обучение стало индивидуальным: помимо общих лекций проводятся занятия буквально для двух-трех человек с акцентом на конкретное предприятие.

А со второго курса обучающиеся будут получать от компаний наукоемкие проекты, поскольку студент должен погружаться в будущее. Кураторы-наставники будут и со стороны партнера, и со стороны вуза. В результате предприятие не только получит готового специалиста, который знает все аспекты работы и не тратит время на дообучение, но и специалиста, чья квалификационная работа может стать решением какой-то производственной задачи.

Но это только первые шаги. Философия наших ПИШ в том, что обучение не начинается и не заканчивается в вузе.

Каким образом?

Николай Репников: Мы разработали четыре модуля.

Первый - трансформация внутри вуза, что уже произошло.

Второй модуль уже начали запускать в школах. При поддержке облправительства открылись агротехнологические классы - проект по аналогии с агроклассами, но с упором на обучение именно в перерабатывающей промышленности, так как это одно из ключевых направлений по достижению продовольственной безопасности. По итогам 2024 года более 750 школьников занимались в таких классах, наши преподаватели ездили к ним по всей области. Необходимо также создать химико-технологические классы. Сложность в том, что для успешного поступления в вуз на некоторые направления школьники должны сдать химию и профильную математику (медикам, например, нужны химия и базовая математика). Выпускников, выбирающих одновременно два таких сложных экзамена, очень мало, а хочется набрать способных ребят: в эту отрасль должны приходить самые умные. Мне бы хотелось, чтобы их подготовка начиналась с седьмого класса.

Третий модуль - повышение квалификации. Хотелось бы наладить мониторинг по каждому выпускнику, помочь ему делать карьеру внутри одной компании, особенно если он от нее окончил ПИШ. Тем самым мы поможем и предприятиям увеличить производительность.

Четвертый - присутствие в районах. Это самая сложная часть. Нужно с правительством области, главами районов и предприятиями сделать так, чтобы ребята, которые еще учатся в школе, видели перспективу вернуться домой, а не оставаться в Воронеже, уезжать в другие города.

И помимо этого ВГУИТ еще и участвует в создании воронежского межвузовского кампуса.

Николай Репников: Это проект тоже долгий, но необходимый, так как сегодня один вуз не способен глобально двинуть науку - должны быть мультидисциплинарные решения. От себя мы предложили три направления: биотехнологии, химические и пищевые технологии. В сотрудничестве с другими вузами в этих отраслях мы можем получить альтернативные источники сырья, новые полимерные материалы и композиты, новые решения в области переработки отходов. И конечно, кампус поможет решить инфраструктурные вопросы.