Почему на фронте говорят "В окопах атеистов нет"

Ирина Мисанова: На передовой наших воинов поддерживают около 200 священнослужителей
Героями документальных фильмов "Кинокомпании "Родина" выступают, как правило, люди, которые совершили бескорыстные поступки, защищая интересы государства, или это истории о малоизвестных героях, которые жертвовали собой, чтобы мы могли спокойно жить и работать. То есть фильмы , которые отражают национальные интересы и построение коллективной идентичности. И новая работа "Молитва на передовой" не исключение в этом ряду. Об этом собственно и пошел наш разговор с гендиректором, продюсером "Кинокомпании "Родина" Ириной Мисановой.
Отец Владимир Мартышин с бойцами СВО
Отец Владимир Мартышин с бойцами СВО / предоставлено кинокомпанией "Родина"

Это, насколько известно, ваш третий фильм о событиях в Донбассе?

Ирина Мисанова: Правы, мы сняли фильм "Сцена на передовой", который получил невероятный зрительский интерес, поскольку это не просто фильм о фронтовых творческих бригадах, а документальная лента, где передана уникальная атмосфера, которую создают артисты творческих бригад на линии фронта и которая дает мощный прилив сил, воли и внутренней уверенности бойцам. Скоро премьера другого фильма "Страницы с передовой". Он о героях невидимого фронта, военных журналистах и литераторах, о военной литературе…О том , как их слово отзывается в поступках и жизни бойцов. И сейчас приступаем к съемкам нового документального фильма "Молитва на передовой"…

В фильме мы расскажем, что служение Богу и Отечеству - не две разные вещи, что религия и подлинная культура только и могут существовать вместе, что подлинный смысл человеческого бытия - в подвиге.

Почему выбрали такую необычную тему?

Ирина Мисанова: Я сказала бы, важную тему. Все фильмы нашей кинокомпании, во-первых, объединены одной целью - показать преемственность поколений в служении Отечеству. Они как бы возвращают нас в пространство исторической памяти и рассказывают о том, что за годы различных войн, в которых находилась Россия, наш многонациональный народ был един, вне зависимости от религиозных предпочтений. А во-вторых, вспомним, в первые же дни Великой Отечественной войны иерархи православной церкви выступили с призывом к верующим подняться на борьбу с врагом. Как это было всегда в трудные для Родины времена. Тысячи священников и монахов служили в армии. Кстати, среди них будущий Патриарх Пимен, командовавший на войне взводом. В период с 1941 года по 1943 год в помощь армии и фронту церковью было собрано до 300 миллионов рублей, которые пошли на строительство танков и самолетов, среди них танковая колонна "Дмитрий Донской" и эскадрилья "Александр Невский". Да в Советской Армии военных священников не было. Но, как говорили еще в Первую мировую, "В окопах атеистов нет". Многие солдаты и офицеры хранили на груди образа святых с древней молитвой воина "Спаси и сохрани". Сейчас происходит то же самое. Только в сложное время Специальной военной операции наших воинов поддерживают на передовой еще около двухсот священнослужителей разных конфессий. Они помогают им переносить опасности, тяготы и лишения войны.

Отец Иннокентий Свято-Успенского Николо-Васильевского монастыря в ДНР. Село Никольское. Фото: предоставлено кинокомпанией "Родина"

Многим трудно представить человека в рясе в окопе?

Ирина Мисанова: Очень жаль, но священники постоянно находятся там, рискуя жизнью и выполняя свой священный долг перед Родиной. Меня лично потрясла до глубины души судьба иерея Александра Цыганова. Полковой священник 76-й десантно-штурмовой дивизии вместе с десантниками отправился в зону боевых действий и провел там пять месяцев, время от времени оказываясь под огнем противника, подбадривая, исповедуя, причащая, а когда нужно, и отпевая бойцов. В конце 2022 года в бою недалеко от Каховки священник был смертельно ранен осколками снаряда и после двухнедельных страданий отец Александр покинул этот мир. Посмертно награжден Орденом Мужества. У него остались четверо детей.

А полковник, военный летчик, Герой Советского Союза Валерий Бурков? В Афганистане он потерял обе ноги. После войны принял монашеской постриг под именем отец Киприан. Вместе с другими монахами он постоянно ездит в зону СВО. Духовный пастырь, говорил он, не должен отделяться от своей паствы, в самые трудные минуты он молится вместе с солдатами и офицерами, чтобы "помочь почувствовать им связь с Всевышним и открыть глубины собственного сердца".

Спорное утверждение, дискуссионное. Что нового вы собираетесь сказать в фильме?

Ирина Мисанова: Не претендую на исключительность, но в отечественной документалистике перед зрителями будет представлен принципиально новый взгляд на молитву, ее силу вне зависимости от религиозных предпочтений и вероисповедания. И отсюда вытекает понимание общенародного единства как духовного родства, как величайшей драгоценности, столь характерной для истории нашей страны. В одном блиндаже мне пришлось увидеть копию картины художника Скорнякова "Молись, брат, я прикрою". На ней изображен православный солдат, ведущий огонь, а рядом боец - мусульманин совершает короткий намаз. И вместе воюют не только бойцы разных национальностей и вероисповеданий, но там же, вмести с ними находятся православные священники, мусульманские имамы и буддистский лама. И также они рискуют своей жизнью.

Отец Владимир Мартышин с бойцами в Храме на передовой. Фото: предоставлено кинокомпанией "Родина"

Но каждый ли воин нуждается в молитве? И молясь, ощущает ли боец поддержку Всевышнего?

Ирина Мисанова: На войне люди постоянно сталкиваются с опасностями и трудно объяснимыми событиями. Ситуация, когда смерть прошла совсем рядом, но ты остался жив. Половину твоего воинского соединения убили, а конкретной твоё подразделение обошлось даже без ранений. Случайность, банально повезло... Чисто психологически - такое объяснение не снимает тревожность. Если тебя не убили по обычному везению, то завтра его может не быть. И ты никак это не контролируешь. Но если ты ощущаешь за собой некоторую Силу, которая тебя защищает - так намного спокойнее. И эту силу многие бойцы ощущают. Те, кто и так веровал, достаточно часто, начинают верить ещё сильнее. В условиях постоянного стресса - это очень важно. Преподобный Иосиф Исихаст оставил для нас такое напутствие: "Молитва это самая большая сила, которая меняет судьбу человека. На этой земле не существует силы, влияющей на жизнь человека больше, чем молитва".

Мало найдется людей, которые решились бы открыто высказать то, о чём тайно просят Бога, но на войне другое дело. И мы расскажем реальные истории о том, как молитва помогает выжить на войне.

И такой возможности мы, конечно, благодарны поддержке Президентского фонда культурных инициатив и Министерства обороны Российской Федерации.