В Минэнерго считают, что введение моратория на обнуление топливного демпфера позволит сохранить расчет демпфирующей надбавки на топливо для его производителей и будет способствовать стабилизации ценовой ситуации на внутреннем рынке.
По действующим до указа правилам демпфер обнулялся, если средняя цена за месяц марки АИ-92 (по нему считается демпфер для бензина) на бирже превышает 66 495 рублей за тонну, а дизельного топлива (ДТ) - 68 640 рублей за тонну. Котировки бензина АИ-92 оказались выше предельного значения с августа, дизельного топлива (ДТ) - с октября. Сейчас на бирже бензин АИ-92 торгуется по 74 149 рублей за тонну, а ДТ - за 73 065 рублей за тонну.
Бензин и ДТ - экспортные товары и привязаны к ценам на внешних рынках. Демпфер позволяет удерживать цены на топливо в России ниже экспортных и сглаживает скачки мировых котировок на нефть и нефтепродукты. Обнуление демпфера неминуемо влечет за собой рост биржевых котировок, на которые ориентируются оптовые цены. А в конце цепочки находятся цены на АЗС, которые в этом уже обогнали потребительскую инфляцию. Указ не допустит обнуления выплат по демпферу с этого месяца, но, по-видимому, с выплатами по бензину за август и сентябрь нефтяные компании могут попрощаться.
По мнению зампреда Комитета Госдумы по энергетике Юрия Станкевича, подписанный указ благотворно скажется и на насыщении внутреннего рынка бензином, и на ценах в оптовом и розничном звене, и на экономических показателях нефтепереработки. Это позволит оперативно отрегулировать вопросы увеличения предложения, улучшения финансовых показателей и нефтеперерабатывающих заводов (НПЗ), и владельцев АЗС. Указ президента, в отличие от законопроекта, позволяет быстро принять решение по всей вертикали власти и далее корректировать тактику, в зависимости от ситуации на рынке. Отсюда и срок в шесть месяцев. "Думаю, что такое решение сослужит добрую службу холодного душа для всех участников рынка и задаст тренд на умеренное снижение биржевых и оптовых цен", - уверен Станкевич.
Ожидается, что мораторий на обнуление выплат по демпферу улучшит экономику нефтяных компаний, рассказал "РГ" ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков. Демпфер - это часть разницы между внешней ценой на нефтепродукты в Европе и той, которую хочет видеть государство на внутреннем рынке.
"Каждый год государство устанавливает такую желаемую - индикативную цену. Раньше компании не получали выплаты по демпферу, если за прошедший месяц цена на бирже выросла больше индикативной на 10%. Считалось, что они и так заработали с внутреннего рынка. Но с начала года выплаты нефтяным компаниям уменьшились, поскольку разница в ценах сократилась почти на 50% из-за того, что на внешнем рынке цены на нефтепродукты снизились по сравнению с прошлым годом. При этом рубль укрепился. Одновременно увеличились затраты компаний, в том числе из-за ремонтов и простоев НПЗ. Рентабельность нефтепереработки уменьшилась. Эксперт считает, что теперь благодаря гарантированным выплатам по демпферу компании смогут просчитать экономику с нефтепереработки.
По словам зампреда наблюдательного совета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрия Гусева, указ, несомненно, охладит рынок, возможно даже, цены на бирже немного просядут. Но системно проблемы российской нефтепереработки он не решает. Биржа и опт продолжают работать в рыночных условиях. Розница ориентируется на инфляцию. Причем никакого законодательного ограничения роста цен на АЗС нет, есть джентльменский договор правительства и компаний, заключенный перед введением демпфера в 2018 году. У нефтяников мало стимулов развивать переработку, строить НПЗ, расширять сети АЗС. Проще экспортировать сырую нефть. Запрет обнуления демпфера повысит маржинальность работы НПЗ, но на АЗС уже особенного влияния не окажет. Крупные сети как работали, так и продолжат работу. Независимые АЗС (около половины заправок в России) могут пострадать, если цены на бирже продолжат расти. Но независимые АЗС инертны, а регулятор не спешит решать с ними рабочие вопросы.
С точки зрения автора Telegram-канала "Высокое напряжение" Кирилла Родионова, в результате запрета на обнуление демпфера биржевые цены на топливо могут достигнуть новых исторических максимумов, что позволит нефтяникам отыграть часть потерь, связанных с сокращением субсидий и ущербом инфраструктуре НПЗ из-за БПЛА. По данным Росстата, сальдированная прибыль российских НПЗ снизилась на 45,1% по итогам первых семи месяцев 2025 года (до 876,2 млрд руб.).
Основные потери от законодательных изменений понесут независимые АЗС, закупающие топливо на бирже, и автовладельцы, с учетом усиления рисков роста цен в рознице. Стабилизировать ситуацию можно только за счет гарантий безопасности для НПЗ и отмены санкций на поставки в Россию оборудования для нефтепереработки, считает эксперт.