
Одна из челябинских газет в 1950-х опубликовала фото: над двигателем склонились двое - заведующий кафедрой тракторов и автомобилей Челябинского института механизации и электрификации сельского хозяйства (ныне аграрного университета) Ефим Миронович Харитончик и, как гласила подпись, лаборант Мамин. Думается, читателям было невдомек, что последний, не отмеченный особыми регалиями, и есть "лицо" отечественного тракторостроения.
Доцент челябинского вуза, кандидат исторических наук Николай Антипин исследовал его вклад в отрасль, которая стала развиваться в городе с появлением здесь в 1930-х тракторного гиганта. Но Яков Мамин начал делать такие машины гораздо раньше. После окончания приходской школы в селе Балаково Самарской губернии он поступил учеником к кустарю-лудильщику, а в 11 лет перешел в мастерскую Федора Блинова, собравшего первый в России гусеничный трактор с паровым двигателем.
Когда изобретателю не было и двадцати, он сконструировал двухлемешный плуг, за что в 1893 году удостоился серебряной медали на выставке в Саратове. Затем придумал пожарный насос - и также был отмечен медалью и премией в 300 рублей. А следом открыл собственную мастерскую, работая над конструкцией двигателя внутреннего сгорания.
Через несколько лет братья Мамины задумали построить в Балаково чугунолитейный завод. Между тем Яков усовершенствовал свой двигатель и взялся за колесный трактор, приспособленный к сложным условиям земледелия. Серийное производство началось в 1914-м. С этого времени предприятие стало называться Специальным заводом нефтяных двигателей и тракторов.
Яков разработал целое семейство машин для села, среди которых "Универсал", "Посредник", "Прогресс". Все они успешно конкурировали с американскими моделями, появившимися в России. "Саратовский листок" осенью 1914 года сообщил: "На днях по улицам Балакова ходил трактор местного завода Я.В. Мамина. Производилась первая проба с четырьмя плугами, пока без нагрузки. Трактор имеет автоматический пуск сжатым воздухом. Завод предполагает вырабатывать тракторы 25 и 50 сил под названием "Русский трактор". Пока изготовлены четыре штуки". Тогда же в газете "Заволжье" появилась реклама: собранные в Балаково машины "расходуют нефти полфунта на силу в час".
Готовясь к массовому производству, братья открыли представительства в Москве, Самаре, Казани и Омске. Как сказали бы сейчас, это был растущий бизнес, требующий притока рабочих рук и инженерной смекалки.
Любимая племянница Якова Мамина Елена Соловьева, часто проводившая время в его рабочем кабинете, стала свидетелем того, как он подбирал сотрудников.
- Дядя Яша сказал: "Ну вот что, Ленка, сейчас мы будем выбирать себе инженера, а ты смотри и помогай мне". Берет линейку и одежную щетку и бросает перед дверью на пол. Входит мужчина. Одет с иголочки: крахмальная рубашка, галстук, желтые ботинки. Инженер, перешагнув через линейку и щетку, подошел к столу. Стали говорить о делах. Он ушел, а дядя говорит: "Видела, как он перешагнул через линейку? Он мне не подойдет", - рассказывала она. - Затем вошел второй мужчина. Очень просто одет, в сорочке серой. Войдя, поколебался, а затем поднял линейку и щетку и положил на стол. Дядя Яша предложил садиться. Долго говорили, а потом он сказал: "Завтра выходите на работу".
Еще до современных понятий о бережливом производстве руководитель с приходской школой за плечами понимал, как следует вести дело. И о социальных гарантиях тоже имел понятие. На его заводе установили 10-часовой рабочий день, создали комиссию по разбору конфликтов, отменили штрафы, ввели отпуска на полевые работы, организовали медслужбу, выдавали ссуды рабочим на приобретение домов.
Привычный уклад, однако, изменили революционные события. На предприятии был организован рабочий комитет, взявший на себя обязанности администрации. Яков Мамин, не дожидаясь национализации, передал ему свое детище, как и большой новый дом, в котором жил, а сам переехал с семьей в баню во дворе. Но комитет объявил, что полностью доверяет ему и поручает техническое руководство заводом.
В декабре 1917-го в Балаково пришла важная телеграмма, в которой сообщалось: новое правительство интересует изготовление тракторов в России. Мамину поручалось подготовить предложения о развитии отрасли, выступить с ними перед техническим советом Наркомата земледелия. Он представил чертежи нового колесного трактора "Гном", и его признали "ценным вкладом". Наркомзем оформил заказ на первые советские 20 машин.
Яков вернулся домой, закупив за границей оборудование, однако застал практически разграбленное производство. Станки в итоге пришлось перевозить в другое место. Газета "Советская деревня" написала об этом так: "В 1923 году Мамин со своим сыном поступает на службу на завод "Возрождение" в маленьком городке Марксштадте Республики Немцев Поволжья и начинает работать над постройкой пробного трактора "Гном". Упрощая его устройство все более и более, он в конце концов пришел к мысли о действительно наипростейшем тракторе, который назвал "Карликом". Вплоть до осени 1924 года проработал над ним. Переделывал, улучшая его устройство, пробовал на работе в поле и вновь переделывал. Наконец трактор был отвезен в Москву, испытан на машиностроительной станции Тимирязевской академии в присутствии наркома земледелия Смирнова и дал блестящие результаты".
В то время Мамин занимался и производством нефтяных двигателей, усовершенствованием дизельных силовых установок, разработкой модификаций "Пионер" и "Октябренок". А среди его тракторных моделей особо выделялся 50-сильный "Титан", пробный пуск которого также описан на страницах местной газеты "Красный набат": "Пыхтя и громыхая, величественный "Титан" тащит раму так же легко, как и шел до места работ. Глубоко врезавшийся плуг, выворачивая 5-вершковые пласты, дробя их в мелкие куски, представлял великолепное зрелище".
В 1937 году Ивана Мамина арестовали, отправили в ссылку на Енисей, а позже расстреляли. А Яков покинул родные места и уехал на Южный Урал к сыновьям, работавшим на Челябинском тракторном заводе. Областной совет Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов взял его на учет "как серьезного и с многолетним стажем изобретателя". В челябинском архиве сохранилась переписка, после прочтения которой становится понятно: общество всерьез озаботилось защитой его прав, поскольку завод в Марксштадте продолжал выпускать двигатели его конструкции.
Устроившись на тракторное предприятие и в институт механизации и электрификации сельского хозяйства, изобретатель продолжал совершенствовать двухтактный газовый двигатель, создал модель газогенератора, работающего на соломе, придумал прибор для механического учета и контроля работы трактора. Правда, очевидцы говорили: читать его чертежи было занятием непростым. Он делал их исключительно в масштабе 1:1 и только в дюймах - сказывалась старая закалка.
Другие источники указывают: в Челябинске Мамин изготовил большой трехколесный велосипед для поездок по городу, но и тракторное направление не оставил - это стало его всепоглощающей страстью. В то время немолодой уже изобретатель сблизился с коллегой Василием Салатовым, который впоследствии поделился воспоминаниями: "Когда в 1941 году в Челябинск приехали эвакуированные, Яков Мамин уступил им свою большую комнату - 22 квадратных метра, а сам с супругой Пелагеей Ивановной поселился в восьмиметровой. Отдал мебель, посуду и все необходимое. Я не раз бывал у него. Так было все заставлено, что пройти возможно только боком. Живя в такой тесноте, он умудрялся еще чертить ночами, а днем мы разбирались, как сделать тот или иной узел".
Кроме того, Мамин ходил в школы, танковые училища, к летчикам и штурмовикам, читал лекции о двигателе- и танкостроении, утверждая: наша техника не хуже заграничной. Только жаловался близким ему людям, что нужно было бы родиться позже, когда изобретатели смогут собраться, обсудить и принять все новое.
Уже в наши дни в Челябинск за воспоминаниями о Мамине приезжал популярный блогер из Балакова, интересуясь уральским периодом жизни первого системного тракторостроителя, посетил памятные места, связанные с ним.

- В 1983 году решением горисполкома одна из улиц Тракторозаводского района Челябинска была переименована в улицу Мамина. И это не маленький проулок в частном секторе, а крупная городская магистраль длиной почти полтора километра. В нее вливается переулок имени Мамина. Все-таки именно на Урале Яков Васильевич смог раскрыть свои знания, помогал стране во время войны, а труд его отмечали высокими наградами, - рассказал он о впечатлениях от поездки.
Но, наверное, гениальность Мамина как инженера не воспринималась бы так остро, если бы не дополнялась другими качествами, в первую очередь глубочайшей нравственностью. Этот человек всю жизнь слово "Бог" писал с заглавной буквы, как и слово "Родина", которой служил своим талантом.