
Совпадение? Вряд ли. "Банки обмениваются информацией", - предположили мы с дочерью. Хотя с какой стати им это делать? Ведь в их интересах собственных клиентов беречь, а не сдавать конкурентам. Разгадать загадку помог юрист Антон Канунников - эксперт фонда "За права заемщиков". Выяснилось, что банк данные моей дочери никому не передавал. Речь совсем о другом.
- Сотовые операторы продвигают услуги таргетированной рекламы - зарабатывают, торгуя информацией о своих абонентах. Операторы знают о них все: кому они звонят, кто им звонит, на какие сайты они заходят, чем интересуются, геолокацию и многое другое, - рассказал Антон Канунников. - Персональные данные или номера телефонов абонентов сотовые операторы не передают, но продают организациям возможность установления контакта с ними: через СМС, MMS, звонок, рекламу на своих сайтах или в мобильном приложении. Больше всего абоненты страдают от рекламных звонков. Потому что у каждого абонента в типовом договоре связи есть пункт, в котором он по умолчанию дал согласие на получение рекламы от оператора и третьих лиц, а также на использование сведений о себе в целях продвижения ему товаров, работ, услуг путем осуществления прямых контактов через СМС или звонок. Иными словами, большая часть рекламных звонков на наши с вами телефоны - это дело рук самих операторов. И это законно.
Оказалось, что Антон Канунников как глава юридической фирмы не раз сталкивался с тем, что его клиенты, едва позвонив в его компанию или посетив ее сайт, попадают под обзвон других юридических организаций.
- Люди, конечно же, недовольны и предъявляют претензии - мол, вы распространили наши персональные данные, - рассказал эксперт. - Но зачем мне, как говорится, стрелять себе в ногу и отдавать клиента конкурентам? Все это делается без моего ведома.
Но есть и хорошая новость. Уже месяц, с 1 сентября 2025 года, абоненты имеют право отказаться от массового автоматического обзвона. Государство предусмотрело эту меру, защищая людей от кибермошенничества, - закон "О создании государственной информационной системы противодействия правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных технологий..." подписан 1 апреля 2025-го и начинает действовать поэтапно. На первых этапах, конечно, не без сложностей. Тем более что сотовые операторы, как отмечает Антон Канунников, не хотят терять свой хлеб - то есть заработок на таргетированной рекламе.
Как на практике отказаться от массового автоматического обзвона? Судя по результатам нашего с экспертом исследования, проще всего это сделать абонентам "МегаФона". Так, у Антона Канунникова это получилось без затруднений. Услуга "Отказ от массовых и автоматических вызовов" есть в "Личном кабинете", найти ее несложно и она работает. Правда, как отмечает эксперт, не обошлось без манипулирования: оператор, отключая услугу, обратил внимание на то, что теперь ему перестанут поступать "важные звонки" от банков, такси и курьерских служб. "Но отказ касается только массовых рекламных звонков, когда звонят по делу и лично, то любой курьер или таксист до вас дозвонится", - убежден юрист.
В пресс-службе "МегаФона" на запрос "РГ" ответили следующее: "Абоненты с 1 сентября могут отказаться от массовых вызовов в "Личном кабинете" или в салоне "МегаФона". Блокировку звонков подключаем на следующий день после получения от абонента отказа, как и предусмотрено в законе. Закон не разделяет массовые звонки на типы, поэтому при получении заявки мы обязаны заблокировать все звонки, которые идентифицируются как массовые обзвоны. Исключение составляют вызовы от государственных органов и органов местного самоуправления, подведомственных им организаций".
Абонентам МТС отказ от массовых вызовов дался сложнее.
- В мобильном приложении вы такой услуги не найдете, команда *649# не работает, на сайте в "Личном кабинете" услуга загружается три-пять минут и выкидывает на страницу платной услуги "Защита +". Только после обращения в чат поддержки моей супруге якобы подключили данную услугу. Но прошло около часа, и ей вновь поступил рекламный звонок с предложением. На вопрос в чат поддержки, почему это произошло, ей ответили, что это не спам, а ценный звонок, на который она дала согласие! Но что же это, если не спам, если звонит робот с предложениями что-то купить? - поделился семейным опытом Антон Канунников.
Другому абоненту МТС, Марии Цымбаленко, услугу не удалось подключить даже после обращения в чат поддержки: ей предлагали платную защиту от спама, платный "черный список", но только не то, что она просила. А затем сообщили, что ее вопрос "непростой" и с ней свяжутся в течение ближайших дней.
При этом в официальном комментарии МТС нам сообщили, что отказаться от массовых звонков можно, подключив бесплатную услугу в приложении "Мой МТС", в "Личном кабинете" абонента, набрав специальную команду, а также в салоне сотовой связи.
Что касается "Билайна", то пресс-служба этой компании отказалась опубликовать инструкцию, как ее абонент может отказаться от массовых и автоматических вызовов. В компании сослались на то, что описанные Антоном Канунниковым трудности ее не касаются, ведь он и его супруга не абоненты "Билайна".
А я, например, вполне абонент. Несколько раз прошерстив личный кабинет, я такой бесплатной услуги не нашла. И, соответственно, не подключила. На разговор с роботом в чате поддержки нет сил, так что намерена проверенным способом, по старинке, требовать положенного в салоне сотовой связи. А то ведь звонят, звонят... Застройщики, например, повадились мне о новостройках рассказывать, мужу то и дело кредиты предлагают. Одно смущение и расстройство.
- Закон есть, исполнения нет, и сотовые операторы продолжают торговать нашими данными, - резюмирует Антон Канунников.
Тем, кто столкнулся с проблемами при отказе от массовых вызовов, он советует обращаться с жалобами в Роскомнадзор и УФАС.