
Смотреть отечественные киноленты необходимо ради того, чтобы понимать культуру многонациональной России и правильно оценивать события, которые формировали наше общество. В этой статье эксперты расскажут, как хорошее российское кино влияет на общество и сохраняет уникальный культурный код, делая нас сильнее как нацию.
Содержание:
Фильмы о Великой Отечественной войне и ключевых исторических периодах - важный элемент национальной памяти. Татьяна Солдатова, руководитель FMCG-практики в PR Partner, подчеркивает: "кино стало мощным инструментом формирования исторической памяти и нравственных ценностей, особенно у молодого поколения".
По ее мнению, такие ленты, как "Ржев", "Севастополь", "28 панфиловцев" и "Иди и смотри" способствуют эмоциональному погружению зрителя, позволяя прочувствовать события прошлого, что способствует укреплению патриотизма и гражданской ответственности. Солдатова приводит статистику Минкульта, согласно которой школьные показы патриотических фильмов выросли на 35% за три года, а просмотры в онлайн-кинотеатрах - более чем вдвое, что свидетельствует о растущем интересе к историческому кино.
PR-директор ГК "Спецобъединение" Михаил Ипатов отмечает, что современное кино - это "тонкий и мощный инструмент лепки национальной идентичности". Он характеризует кино как "коллективную машину времени" и "зеркало души общества", в котором оживает общая история.

Особое внимание эксперт уделяет тем же картинам о Великой Отечественной войне, что и Солдатова - "Ржев" и "28 панфиловцев", которые рассказывают о трагедии и подвигах так, что зритель чувствует их сердцем и умом.
Ипатов напомнил, что поле исторической памяти шире и охватывает картины о революционных потрясениях ("Крылья империи", "Хождение по мукам") и сложных моральных выборах эпохи перестройки ("Мой папа - Барышников", "Слово пацана. Кровь на асфальте"). Эксперт подчеркнул сдвиг в современных фильмах с коллективного подвига к личному нравственному выбору, что позволяет зрителям почувствовать близость и сопереживание и усиливает воспитательный эффект кинематографа.
Преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ Ирина Черняева говорит, что "значимость российских фильмов на духовное развитие общества трудно переоценить". По ее словам, кино продолжает вдохновлять миллионы и вызывает широкий спектр чувств - от радости до горьких слез. Именно "сюжет, музыка и игра актеров воздействуют на эмоционально-волевую и личностно-смысловую сферу личности", помогая осмыслить исторические и нравственные проблемы.
Педагог выделяет особую роль военного кино, которое формирует у разных поколений единый образ войны как "героического подвига и общей трагедии". При этом Черняева отмечает, что фильмы часто используют художественные допущения, поэтому важно сочетать их просмотр с изучением литературы и дискуссиями. Среди ключевых картин она называет "Летят журавли", "Балладу о солдате", "Они сражались за Родину" и "28 панфиловцев", которые уже стали символом народного подвига.

Патриотические фильмы формируют "образ героя - защитника Отечества, который становится моделью поведения и примером для подражания", говорит Татьяна Солдатова. В практике ее агентства хорошо заметен максимальный отклик аудитории на контент с глубокой социальной миссией, продвигаемый комплексно через СМИ, digital-платформы и образовательные программы.
Как отмечает Солдатова, "современные российские фильмы сохраняют традиции советского кинематографа в воспитании патриотизма и нравственных ценностей, адаптируясь под новые формы восприятия", одновременно расширяя тематику за счет картин о революции, перестройке и современной России.
Кинорежиссер Светлана Тандит (Федулова) называет кино "живой историей", возвращающей вдохновение и голос прошлому. В ее документальном фильме "Ушаковы прославляют Россию" это достигается сочетанием редких архивных материалов и реальных съемок монастырской жизни, создавая атмосферу доверия и присутствия.
Режиссер подчеркивает, что российское кино неоднократно обращалось к важным историческим эпохам - революции, перестройке, внутренним духовным переменам. Она приводит пример строительного пути Троицкого собора в Дивееве и преображения монастыря под руководством игумении Марии (Ушаковой), как хронику веры, ставшей практикой созидания. По словам игумении Сергии (Коньковой), "этот фильм нужен, чтобы люди знали, какую роль сыграла матушка Мария... Русь верой держится, поэтому нужно снимать такие фильмы, чтобы знали и помнили свою историю".
Тандит акцентирует внимание на героях российского кино как моделях поведения - созидателях, духовных тружениках и миротворцах. Образ матушки Марии представлен как символ "тихой силы", чье смирение и ответственность за общину формируют "внутреннюю планку" достойного поведения, что служит ценным примером для молодежи.
Это кино также играет значимую роль в образовании, помогая оживить темы религиозной культуры, общественной благотворительности и роли женщин в истории. Показ фильма с последующим обсуждением способствует формированию осознанной позиции у старшеклассников и студентов, превращая кино из развлечения в мощный воспитательный и просветительский ресурс.
Светлана Тандит подчеркивает необходимость достоверности в кино. Создатели фильма честно говорят о гипотезах и продолжающихся исследованиях, что укрепляет доверие аудитории. Государственная поддержка через гранты и сотрудничество с монастырем помогает создавать качественный контент и расширять его доступность через телеканалы и региональные показы.
По мнению режиссера Тандит, экспорт российских фильмов о духовном наследии - это деликатный, но мощный способ предложить миру соприкоснуться с нашей историей, преодолевая языковые барьеры и культурные различия.

Кинематограф стал ключевым инструментом в образовательной сфере. Научный сотрудник "Ростовского кремля" Алексей Медведев подчеркивает, что "кино на уроках истории и литературы давно рассматривается как важный элемент формирования коллективной памяти".
Эксперт в своем выводе ссылается на мнение немецкого историка Яна Ассмана, который отметил, что "аудиовизуальные образы оказывают куда более сильное эмоциональное воздействие, чем текстовые источники, и через это закрепляют культурные коды в массовом сознании".
Медведев объяснил, что фильмы дают молодежи возможность "почувствовать себя участниками прошлого", поскольку у кино больше каналов влияния и пространства для интерпретации, чем у книг. Другой немецкий исследователь Алейда Ассман, на которого ссылается Алексей Медведев, пишет, что коллективная память строится на нарративах, задающих рамки понимания истории. В этом смысле кино "соединяет художественную интерпретацию с культурным наследием и литературой, превращая абстрактные сюжеты в живые истории".
Медведев резюмирует, что "показ фильмов в образовательной среде - способ сохранить культурное прошлое и актуализировать его для современности, формируя у студентов чувство сопричастности и понимание, что история - не "мертвый" набор дат, а часть их собственной культурной биографии".
Российские фильмы сегодня активно используются на уроках истории и литературы как эффективный инструмент воспитания и обучения. Историк Роман Нищеглотов подчеркивает:
"Кинематограф - серьезная и важная сфера для развития вкуса и когнитивных способностей детей. Достойное кино - необходимый инструмент для расширения познавательных функций человека".
Он отмечает, что современное поколение находится в "цифровом бардаке" из-за чрезмерного потребления компьютерных игр, сомнительных роликов и перенасыщенных графикой фильмов, что мешает усвоению истории и литературы.

По мнению эксперта, "использование качественного старого кинематографа с контекстуальным и драматургическим анализом помогает педагогам эффективно проводить обучение". Грамотно выбранные фильмы с яркими образами позволяют лучше запомнить исторические эпохи и особенности.
Особое внимание Нищеглотов предлагает уделять советским фильмам, основанным на литературных произведениях, которые через актерскую игру и режиссуру передают глубину авторских идей. При этом Роман подчеркивает, что "педагог должен сопровождать просмотр, помогать понять контекст времени и литературные приемы, чтобы не оставлять детей один на один с кино".
Важно также, чтобы учебный процесс не превращался в сухую лекцию - искусство требует активной творческой работы зрителя. По мнению историка, именно через самостоятельный анализ дети приближаются к истинному пониманию изученного материала.

Новинки российского кино охватывают разные темы - от военных драм и социальных историй до биографий и проблем современной России. Развивается авторское и документальное кино, а программы реставрации архивов позволяют переосмысливать прошлое в цифровом формате.
Кино и культурные проекты играют важную роль в продвижении ценностей, подчеркивает доцент Финансового университета при Правительстве РФ Ксения Алексеева. В этой связи она отметила кинофестиваль "Преодоление" в Липецкой области:
"Это единственный в мире кинофестиваль, посвященный людям, чья воля, целеустремленность и внутренняя сила вдохновляют миллионы".
По словам Алексеевой, фестиваль уже второй год подряд объединяет фильмы о паралимпийцах, спортсменах с ограниченными возможностями, ветеранах боевых действий и о здоровом образе жизни. В 2025 году на конкурс было подано более 80 заявок из 12 стран, 40 из которых вошли в программу, которая пройдет при поддержке Министерства культуры РФ и Паралимпийского комитета. Она отмечает, что подобных инициатив в регионах становится все больше, расширяя аудиторию и укрепляя социальные ценности.
Ксения Алексеева подчеркивает важную роль стриминговых платформ и онлайн-кинотеатров как "не просто витрины контента, а полноценного инструмента формирования культурного пространства".
По ее мнению, "стриминги сделали российское кино доступным, позволив нишевым лентам, региональным и авторским фильмам добраться до зрителя в больших городах и отдаленных населенных пунктах, обогащая кинематографическое поле разнообразием жанров и тем".
Фонды и киностудии внедряют программы реставрации и оцифровки архивов, что важно для сохранения и переосмысления исторической памяти: зрители получают визуальные образы и эмоциональную связь с прошлым.
Кроме того, Алексеева отмечает, что "фильмы и сериалы становятся носителями ценностей - семьи, патриотизма, ответственности и жертвенности", и важна поддержка проектов с глубоким смыслом, историческим и духовным содержанием, сопровождаемым экспертными комментариями и образовательными инициативами.
Среди вызовов она выделяет коммерческую модель, ориентированную на массовые просмотры, что ведет к доминированию развлекательного контента и ограничению жанрового разнообразия через алгоритмы рекомендаций. Также существует риск регуляторного давления, когда ценности фильмов становятся инструментом политического заказа.

Эксперт призывает развивать кураторские подборки с комментариями историков и интегрировать кино в образовательный процесс, поддерживать авторское и документальное кино через гранты и обязательства показов.
"Стриминги и онлайн-кинотеатры уже сегодня - ключевые площадки формирования современной культурной памяти и нравственных ориентиров. При грамотной стратегии они могут стать средой, где прошлое встречается с настоящим, а кино служит не только развлечением, но и воспитанием", - заключила доцент доцент Финансового университета.
Государство и общественные организации играют важную роль в финансировании и продвижении исторических и патриотических фильмов. Ксения Алексеева и Татьяна Солдатова подчеркивают необходимость программ поддержки, включая гранты, обязательства показов на стриминговых площадках и образовательные инициативы с вовлечением экспертов и историков. Это способствует широкому распространению качественного контента и формированию исторической памяти среди молодежи и общества в целом.
Член Совета Федерации Людмила Скаковская отмечает, что "одна из важнейших задач сферы культуры и кинематографа - сохранение и популяризация великих страниц тысячелетней истории России". В 2024 году комитет культуры Совета Федерации единогласно поддержал, что фильмы с господдержкой должны способствовать "сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей, борьбе с попытками искажения истории страны".
Сенатор Скаковская особо выделяет картины, созданные в год 80-летия Великой Победы и Год защитника Отечества, такие как "Василий Теркин" и "Август", которые "делают живой память о наших героях и формируют бережное отношение зрителей к событиям прошлого".

Отечественные фильмы успешно представляют Россию на международной арене, участвуя в фестивалях и получая престижные награды.
Российское кино за границей по мнению Ксении Алексеевой "экспортирует культурные ценности, помогает формировать положительный имидж страны и ее истории". Таким образом, отечественное кино становится важным каналом международного культурного обмена и сохранения исторической памяти.
Доцент Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ Андрей Шаромов подчеркивает уникальную роль российского кино как мощного носителя культурных ценностей не только внутри страны, но и на мировой арене. По его мнению, "российское кино - один из сильнейших ретрансляторов ценностной матрицы нашей культуры, как внутри страны, так и в глобальном масштабе".
Особое значение Шаромов придает фильму Андрея Тарковского "Иваново детство", который не только получил престижные европейские и американские награды, но и до сих пор влияет на мировое кино - от Голливуда до авторского направления. Он отмечает, что "фильм показал боль войны русскими формами искусства, и сцена первого поцелуя среди белых берез стала одним из лучших образов русской природы в кино".
Эта картина, по словам эксперта, возвысила антивоенный призыв и репутацию русского кино до высокой духовной планки, что принесло фильму успех не только в год выпуска - более 25 миллионов зрителей - но и сохраняет интерес новых поколений по всему миру.
Шаромов обращает внимание на существование в США разветвленной системы проката авторских и не голливудских фильмов в университетских кампусах, а в России - независимых киноклубов, которые дают доступ к классике и новинкам кинофестивалей. Благодаря этому фильмы Тарковского и других великих режиссеров послевоенного периода продолжают находить отклик у молодежи.
Эксперт из ВШЭ отмечает, что в международных киношколах и справочниках появился термин tarkovskian - уникальный стиль и киноязык, рожденный российской культурой.

Ксения Алексеева приводит примеры, как онлайн-кинотеатры обеспечивают доступность нишевых и авторских проектов. Так, якутская драма "Чупа" и один из хитов местного фестиваля - фильм "Пугало" Дмитрия Давыдова получили широкую аудиторию за пределами Якутии. Камерная авторская драма "Верность" Нигины Сайфуллаевой, несмотря на отсутствие массового проката, была замечена зрителями благодаря цифровым платформам.
Ксения Алексеева также отмечает, что стриминговые сервисы возвращают к жизни классические фильмы, сохраняя культурную память. Так, "Иваново детство" (1962) Андрея Тарковского и другие ленты "Мосфильма" доступны в HD и 4K на "Кинопоиске" и других платформах. Документальные хроники из архива "Центральной студии документальных фильмов" оцифрованы и доступны в проекте "Кинопоиск. Открытый архив". Восстановленные версии таких фильмов, как "Собачье сердце" (1988) и "Покровские ворота" (1982), снова пользуются спросом благодаря онлайн-доступу.
По ее мнению, кино активно становится носителем нравственных и патриотических смыслов. Среди ярких примеров - военная драма "Т-34" (2018), где акцент сделан на идее мужества, патриотизма и самоотверженности, фильм "Подольские курсанты" (2020), рассказывающий о молодых героях Великой Отечественной войны и продвигаемый онлайн, а также сериал "Слово пацана. Кровь на асфальте" (2023), который через драму 1980-х рассказывает о подростковой среде и проблемах чести, дружбы и морали.

Кинопродюсер компании Ratpack Production Николай Акопов говорит, что "кино - это живая история, дающая шанс пережить прошлое", и особое место в нем занимает тема Великой Отечественной войны, которая остается фундаментальной для российского общества.
Эксперт подчеркивает, что советский кинематограф - это наследие величайших режиссеров и актеров, лично переживших ужасы войны, что придает советским фильмам уникальную эмоциональную глубину: "Фильмы о войне, снятые такими мастерами, как Сергей Бондарчук, Андрей Тарковский, Михаил Калатозов, не просто рассказывают истории, а несут боль и память, которые зритель чувствует искренне".
По мнению Акопова, кино - "безопасный способ проживания опыта, который помогает ответить на важные жизненные вопросы и указывает верный путь".
Он также подчеркивает значение кино как источника нравственных ориентиров. По его словам, кино дает образ героя не только как победителя, но и человека, который совершает сложный нравственный выбор, формируя у зрителей понимание добра и зла. Акопов предостерегает от чрезмерной цензуры и подчеркивает важность игры контрастов для воспитания критического мышления.
Кинопродюсер отметил, что ключ к успешному кино - человеческая история, способная построить мосты между культурами и поколениями, а современное российское кино сохраняет дух советских традиций, обращаясь к зрителю искренне и допуская диалог.
Николай Акопов также выделяет важность стримингов и онлайн-кинотеатров как главных факторов трансформации потребления кино, а государственная поддержка через программы рибейтов и грантов, а также развитие инфраструктуры, помогает индустрии развиваться.
Несмотря на текущие международные сложности, эксперт уверен, что российское кино найдет отклик у зарубежной аудитории благодаря качеству и профессионализму, что подтверждают успехи российских актеров на мировой сцене. Акопов обратил внимание на успехи российских актеров Юрия Борисова, Марка Эйдельштейна, Софьи Лебедевой и других, подтверждающих признание российского кино в мире.
"Российская газета" подготовила свой перечень фильмов, рекомендованных к просмотру. Эти картины тяжелы для восприятия, но именно в этом заключается их сила - они правдиво и с уважением рассказывают о трагедии человеческих судеб, мужестве и подвиге, совершенном во имя защиты Родины.
Трогательный военный фильм режиссера Андрея Тарковского о судьбе 12-летнего сироты. Фильм считается одним из лучших в истории мирового кинематографа про войну и детство.

Награды: главный приз кинофестиваля "Золотой лев" в Венеции 1962 года. Приз "Золотые ворота" на Международном кинофестивале в Сан-Франциско 1962 года. Премия "Золотые ворота" на IV международном кинофестивале в Монреале 1962 года. Главный приз "Золотая голова Паленке" на МКФ в Акапулько 1963 года. Диплом Американской академии киноискусства (1973). Фильм удостоен еще порядка 15 международных премий.
Военная драма режиссера Льва Голуба, снятая на киностудии "Беларусьфильм" о тяжелой судьбе маленького скрипача Васи.
Награды: главный приз ЦК ВЛКСМ "Алая гвоздика" на ВКФ детских фильмов (Москва, 1971), приз Министерства просвещения СССР "За лучший фильм для детей" на III МКФ фильмов для детей (1971) и Государственная премия Белорусской ССР 1972 года в области кинематографии.
Картина режиссера Сергея Маховикова показывает бой российских пограничников на таджико-афганской границе с многократно превосходящими силами боевиков.
Основанный на реальных событиях фильм получил приз зрительских симпатий имени народной артистки СССР К. Лучко XVII кинофестиваля "Литература и кино"; главный приз кинофестиваля "Золотой Феникс" 2011 и даже Премию ФСБ России 2011.
Режиссеру Алексею Федорченко в этой работе удается показать сложную судьбу еврейской девчонки в ноябре 1941 года. Несколько лет Анна прячется в нерабочем камине комендатуры занятого немцами украинского поселка, выходя из убежища только по ночам.
Награды: картина признана лучшим российским фильмом 2018 года кинопремиями "Золотой орел", "Ника" и "Белый слон".
Военно-историческая драма о подвиге подольских курсантов при обороне Москвы осенью 1941 года.
Награды: работа режиссера Вадима Шмелева в 2020 году фильм победила в номинации "Лучший фильм" на Международном фестивале военного кино имени Ю.Н. Озерова.

Военная драма режиссера Сергея Урсуляка по реальным событиям о спасении евреев в годы ВОВ.
Награды: лауреат приза имени Якова Каллера как "лучший российский фильм 2023 года на еврейскую тематику". В 2024 году стал лауреатом XXXVII Национальной кинопремии "Ника" в номинациях "Лучший игровой фильм. Лучшая режиссерская работа", "Лучшая мужская роль" и других.
Работа режиссера Марка Горобца о событиях на Саур-Могиле в Донбассе. Российский военный хронофантастический полнометражный фильм о двух друзьях, переместившихся в прошлое и оказавшихся в эпицентре боевых сражений в 1941 году.
Награды: нет.
Какие российские фильмы о войне стоит посмотреть?
Среди отечественных фильмов о Великой Отечественной войне есть произведения, глубоко раскрывающие драму и героизм того времени. К числу таких лент относятся "Ржев", "Севастополь", "28 панфиловцев" и "Иди и смотри". Однако на этом список не заканчивается. Выше "Российская газета" подготовила свой перечень фильмов о войне, рекомендованных к просмотру.

Почему российское кино важно для молодежи?
Кино помогает молодым людям понять историю, культуру и формирует патриотизм и нравственные ориентиры. Фильмы транслируют истории, воспитывают чувство ответственности за судьбу страны. Например, картины о войне ("Спецназ", "Офицеры", "Кандагар") помогают осознать значимость героических поступков.
Через образы, судьбы героев и эмоциональные переживания фильм закладывает в сердце подростка зерно сострадания, учит дружбе и самопожертвованию. Например, фильм "Чучело" (режиссер Ролан Быков) учит подростков тому, насколько ужасно предательство и как важно не идти на поводу у толпы.
Чем российское кино отличается от зарубежного?
Отечественные фильмы глубоко связаны с национальной историей и духовными традициями, отражая уникальный культурный код.
Одна из отличительных черт нашего кино - последовательное наличие в сюжетах длинных монологов, в которых герои выражают свои размышления.
Почему государство финансирует исторические фильмы?
Ради сохранения памяти, воспитания патриотизма и укрепления национальной идентичности.
Финансовая господдержка исторических картин в России закреплена в ФЗ №126 "О государственной поддержке кинематографии Российской Федерации" 1996 года. Она, как правило, не может превышать 70% его сметной стоимости, но в ряде случаев может превышать этот уровень (вплоть до 100%) - например, в зависимости от художественного уровня картины или особой социальной значимости.
В текущем году Минкульт поддержал производство 140 национальных фильмов, включая картины, посвященные истории и противодействию попыткам ее фальсификации.
Отечественное кино - не просто экранные истории, а мощный язык души и памяти народа. Это живой мост между прошлым и настоящим, который помогает сохранить память о нашей истории и сохранить духовные ценности, заложенные предками.
Российское кино передает дух времени и помогает понять, кто мы есть на самом деле. Благодаря кинолентам соединяются поколения, рождается гордость за страну и формируется гражданская позиция. Смотреть российское кино - значит прикоснуться к душе страны, почувствовать ее характер и понять, каким может быть наше будущее.