Речь идет об изуверстве финских военных, которые в этом едва ли не превосходили гитлеровцев. Из-за того, что 19 сентября 1944 года Финляндия, бывшая союзником нацистской Германии, вышла из войны и примкнула к союзникам по Антигитлеровской коалиции, в советской историографии не принято было говорить о военных преступлениях финнов. И это несмотря на то, что с конца июня 1941 до июля 1944 года финские солдаты рука об руку с гитлеровцами участвовали в боях на советско-германском фронте. Финские войска оккупировали значительную часть Советской Карелии и Карельский перешеек, участвовали в блокаде Ленинграда. В то же время при освобождении Красной армией Советской Карелии летом 1944 года наши военные не раз натыкались на страшные находки. Это были погибшие красноармейцы и командиры со следами жутких увечий.
Центр общественных связей ФСБ опубликовал 9 сентября два спецсообщения от 16 июля 1944 года начальника отдела контрразведки "Смерш" 7-й армии полковника Алексея Исакова начальнику Управления контрразведки "Смерш" Карельского фронта генерал-майору Дмитрию Мельникову и Военному совету 7-й армии.
В этих документах командованию 7-й армии и руководству военной контрразведки Карельского фронта сообщалось о зверской расправе финских военнослужащих над ранеными бойцами и командирами 301-го и 304-го гв. стрелковых полков (гсп) 100-й гв. стрелковой дивизии (гсд) у деревни Пуску-Сельга и в районе Кота-Ярви. Для расследования обстоятельств гибели советских воинов ОКР "Смерш" 100-й гсд организовал специальную комиссию. В ее работе принимал участие известный советский патологоанатом, доктор медицинских наук, майор Яков Ефимович Браул.

В спецсообщении в частности говорилось: "8 июля 1944 года 3-й батальон 304-го ГСП, выполняя под командованием гвардии капитана Рагинского боевую задачу на оседлание дороги в тылу у финнов в районе Кото-Ярви, был на некоторое время окружен противником и в связи с недостатком боеприпасов стал с боем пробиваться из окружения для выхода на исходный рубеж, что и было достигнуто.
Ввиду малочисленности оставшихся в строю гвардейцев, большинство раненых с поля боя вынесено не было и на некоторое время попало в руки противника... После того как этот район был вновь занят частями 100 ГСД, выяснилось, что раненых бойцов и офицеров финны зверски умертвили.
Специальной комиссией с участием майора медслужбы Браула установлено, что зверскому умерщвлению подверглось 43 чел., боевые ранения которых были в большинстве настолько тяжелыми, что лишали раненых возможности не только сопротивляться, но и двигаться. Вскрытием трупов установлено, что раненые частично были застрелены в упор из автоматов, а частично им были размозжены черепа. Медицинское заключение относит смерть замученных за счет: размозжение черепа и мозга многократными ударами ружейным прикладом - 24 чел., размозжение лицевого черепа многократными ударами ружейным прикладом - 3 чел. Остальные были зарезаны ножами.
Помимо умерщвления раненых финны издевались над трупами военнослужащих, погибших в бою, раскалывая и разбивая черепа и стреляя в мертвых".
В ходе расследования, сотрудники "Смерш" установили, что зверское убийство раненых гвардейцев-десантников совершили военнослужащие 1-го и 2-го батальонов 4-го пехотного полка 8-й финской пехотной дивизии. Установлено что дивизией командовал генерал Антти Кяярияйнен, а полком - Яакко Сакари Симелиус. После окончания войны никто из них осужден не был, а Симелиус с октября 1959 по ноябрь 1965 года даже командовал Силами обороны Финляндии.