Банк России заявил о победе над "банковским рабством" благодаря цифровизации

Благодаря технологиям банки стали более уверенными в том, что клиентов можно удержать не грабительскими комиссиями при выходе, а лучшими услугами и сервисами. "Банковское рабство", о котором спорили еще несколько лет назад, почти ушло в прошлое, заявила председатель Банка России Эльвира Набиуллина на форуме "Финополис 2025".
По словам Эльвиры Набиуллиной, люди ищут наиболее выгодные финансовые сервисы и продукты.
По словам Эльвиры Набиуллиной, люди ищут наиболее выгодные финансовые сервисы и продукты. / vk.com / cbr_offical

Технологичность финансового сектора повышает доверие к нему и ведет к росту конкуренции. Людям, по словам главы ЦБ, стало проще выбирать и менять финансовую организацию. Если они видят более интересные и выгодные сервисы и продукты, они будут "мигрировать" за лучшими условиями.

Одно из таких условий - платный доступ банков к государственным информационным системам. На пленарной сессии форума министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев обратил внимание на существующую практику, когда финансовые организации, получая бесплатный доступ к сервисам по оплате административных штрафов, тем не менее устанавливают комиссию для конечных пользователей. В ответ на это президент "Сбера" Герман Греф сообщил о готовности кредитной организации отказаться от взимания комиссии с клиентов при оплате штрафов ГИБДД.

Глава "Сбера" Герман Греф сообщил, что банк готов отказаться от комиссий при оплате штрафов ГИБДД

По данным ЦБ, 88,5% финансовых услуг люди приобретают в "цифре", доля безналичных платежей сейчас составляет 87,5%. "И это очень высокий показатель. По нему мы входим в топ-5 стран с более или менее крупными экономиками. Цифровые технологии уже проникли в повседневную жизнь", - уточнила Эльвира Набиуллина.

За эти годы кардинально выросла роль национальной цифровой финансовой инфраструктуры. Ее создавали во многом как страховку от внешних вызовов и рисков. Это и Национальная система платежных карт (НСПК), карты "Мир", Система быстрых платежей (СБП), Система передачи финансовых сообщений (СПФС). Но в то же время регулятор понимал, что это может серьезно снизить транзакционные издержки в экономике и способствовать конкуренции.

В обозримом будущем ЦБ собирается объединить все три ключевых компонента национальной инфраструктуры финансового рынка - платежи, обмен данными, удаленную идентификацию - в единое цифровое пространство. Но инфраструктура - это всегда точка пересечения интересов разных участников, разного масштаба.

"Я, честно говоря, не помню ни один проект по развитию нашей национальной инфраструктуры финансового рынка, которому повезло бы родиться без, к сожалению, длинных и весьма серьезных дискуссий. Лидеры рынка нас неизменно упрекали в том, что мы убиваем конкуренцию. Так было с картой "Мир", Системой быстрых платежей (СБП), Единой биометрической системой (ЕБС) и даже универсальным QR-кодом", - рассказала глава Банка России.

У менее крупных участников, по ее словам, абсолютно противоположный запрос. Он заключается в том, чтобы государство создавало и инфраструктуру, и типовые решения - с перспективой развития участниками рынка собственных сервисов и продуктов на этой базе.

Регулятор, по словам Набиуллиной, не должен ждать, когда все друг с другом договорятся, а должен пытаться найти баланс. "Нам нужно поддержать лидеров, но не дать им превратиться в монополистов", - подчеркнула глава ЦБ.

ЦБ ставит перед собой задачу создать условия, чтобы у всех остальных был шанс и, более того, мотивация тянуться за лидерами. Инфраструктура финансового рынка - это как раз ключевой элемент этого баланса. Набиуллина в том числе заявила о необходимости открытия доступа к технологиям крупнейших игроков для всего рынка через определенный период времени. Механизм открытости должен еще обсуждаться. Но если какой-то участник рынка не готов это делать, регулятор берет на себя создание альтернативы, доступной всем, чтобы создавать конкурентную среду, отметила глава ЦБ.

Тренд

На "Финополисе" обсудили новые возможности цифрового рубля для государства и бизнеса, а также тот уровень комфорта, который откроет россиянам его применение в смарт-контрактах. Эти контракты автоматически и гарантировано исполняются при наступлении определенных условий. Например, компенсацию за задержку авиарейса можно будет получить цифровыми рублями сразу же после объявления о переносе вылета, без бюрократии и заполнения документов. Но это далеко не единственное возможное применение смарт-контрактов.

Банк России готовится запустить полномасштабное внедрение цифрового рубля с 1 сентября 2026 года так, чтобы он стал удобным и востребованным средством платежа. "Финансовая технология - это всегда про то, чтобы было удобно и оперативно. Платежи - это ключевой компонент нашей цифровой инфраструктуры", - пояснила зампред ЦБ Зульфия Кахруманова.

Так, после запуска Системы быстрых платежей (СБП) больше никого не удивляют денежные переводы за одну секунду. Запуск цифрового рубля станет новым шагом вперед в развитии финтеха, уверены в ЦБ.

Для бизнеса расчеты по смарт-контрактам резко упростят взаимодействие с контрагентами. Отгрузил товар на склад покупателя - и деньги зачислены. А государству станет проще контролировать целевые расходы бюджетных средств. Федеральное казначейство уже не только подключилось к платформе цифрового рубля, но и активно тестирует его возможности, рассказал руководитель ведомства Роман Артюхин.

Подготовил Сергей Болотов