


- Я снимаю документальные фильмы о судьбоносных людях, - рассказал народный артист России, председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по культуре Николай Бурляев. - В данном случае я ставил задачу создать портрет Никиты Сергеевича Михалкова на фоне эпохи, через которую мы прошли вместе. Что это за человек, что формировало его личность? Это не интервью, а диалог друзей - от сердца к сердцу. Философ Иван Ильин говорил, что все надо мерить мерою Христа. Измеряет ли так мировой кинематограф? Нет. Мы вступаем в особую фазу развития Союзного государства, цель которого - представить новую модель государственной цивилизации: просветленную, справедливую, гармоничную...
Это четвертая документальная лента Николая Бурляева, снятая совместно с режиссером Дмитрием Чернецовым.
- В 2023 году вышла картина "Боже! Чувствую приближение твое!" о творчестве режиссера Андрея Тарковского. И тут я подумал, а как же Никита? Он же в моем трехтомнике упоминается через страницу, я же все время пишу об этом удивительном человеке. Так мы решили снять фильм "Никита", говорит Николай Бурляев. - Я написал повесть "Никита". Прежде чем отдавать ее в печать, отправил Никите Сергеевичу. Получил ответ: "Все правда, Коля, но только кому это будет интересно, кроме нас с тобой и еще двух-трех человек?" Я хотел этим фильмом доказать, что он не прав, это интересно многим.
Фильм охватывает 66 лет жизни Михалкова, отражает целую эпоху, ее ломку.
- С 1959 года Никита совсем не изменился, - говорит Николай Бурляев. - Остался таким же, каким был в детстве: озорным, остроумным, общительным, любящим своих друзей и не предающим их. А еще Никита Сергеевич превратился в крупнейшую для мировой культуры личность.
Трудно поверить, что в тот момент, когда Никита Михалков снял "Свой среди чужих, чужой среди своих", ему было всего 29 лет.
Красной нитью через фильм проходит репетиция спектакля "12", драма, которую Михалков ставил трижды. Репетировали по методу Станиславского, но в основном по Михаилу Чехову, который огромное внимание уделял психологии. Режиссер, по мнению Михалкова, должен быть "аккумулятором" для актера.
"Если в кино во время дубля актер посмотрел на часы, у меня он больше не будет работать", - заявляет Михалков.
... Однажды в 1959 году на улице Горького в Москве Николай Бурляев встретил Андрона Михалкова-Кончаловского, который ввел его в семью Михалковых. Кончаловский был тогда студентом ВГИКа. Он сказал: "Иди сюда, мальчик. Ты мне подходишь". Так школьник Коля Бурляев дебютировал вместе с Андроном Кончаловским в его дипломной работе "Мальчик и голубь".
Андрей Арсеньевич Тарковский, который тогда задумывал "Иваново детство", услышал от Кончаловского, что есть такой Коля Бурляев, который играет у него в картине главную роль, и играет хорошо, порекомендовал его посмотреть. Первое общение с Тарковским было виртуальным. Происходило оно во ВГИКе, в темном павильоне, во время озвучки ленты "Мальчик и голубь". В открытую дверь зашла какая-то тень и стала наблюдать. Кончаловский объяснил, что это его друг Андрей Тарковский. Прошло полгода, и Бурляев был приглашен на пробы к Тарковскому.
... Михалковы - древний дворянский род. Есть литография, где рядом с Михаилом Федоровичем Романовым стоит постельничий Константин Михалков.
- С возрастом я все больше стал понимать, какое важное значение в моей жизни имела мама, - рассказывает в фильме Никита Сергеевич. - Не знаю, понимала ли она это свое значение для меня. Думаю, нет. Теперь изумляюсь ее мудрости, простоте и покоряющей естественности.

Отец Натальи Кончаловской - художник Петр Петрович Кончаловский, брат - художник Михаил Петрович Кончаловский, дед по матери - художник Василий Иванович Суриков, мастер исторического жанра и портретист в стиле реализма. Его зять - Петр Кончаловский, который в 1910-е был в числе авангардных русских живописцев.
- Первый раз я попал в Дом-музей Василия Ивановича Сурикова в Красноярске вместе с мамой и ее младшим братом, моим дядькой, художником Михаилом Петровичем Кончаловским, - рассказывает Никита Михалков в книге "Территория моей любви". - Перед съемками "Сибирского цирюльника" я попросился там переночевать. Где же еще можно почерпнуть силу духа, мощь темперамента, как не в доме великого русского художника? Меня положили в комнате брата Василия Сурикова, моего двоюродного прадеда Александра, на которого, говорят, я очень похож. В этом нетрудно убедиться, вглядевшись в картину Василия Ивановича "Взятие снежного городка". С правой стороны виден профиль человека с усами - это Александр Суриков. Это была жуткая ночь. Дом не принимал меня - кряхтел, вздыхал, стонал. В столовой я остановился перед иконами в красном углу. Я заправил лампаду маслом, поправил фитиль и чиркнул спичкой. Теплый свет горящего фитилька мягко осветил древние потемневшие иконы. И тут дом меня принял. Он почувствовал, что я свой.
Наталья Кончаловская учила: "Если тебе что-то катится в руки просто так и ты без всяких затрат можешь протянуть руку и взять, подумай, сколько из десяти людей от этого не отказались бы. Если насчитаешь больше пяти, откажись. Идти надо в узкие врата". Или: "Никогда не выгребай все до конца, чтобы не услышать, как скребок коснулся днища". Именно эта мысль отвела соблазн после успеха "Механического пианино" сразу снимать опять что-то из Чехова. К Антону Павловичу с Адабашьяном вернулись, когда остались позади четыре киноленты.
... В 1963 году Никита Михалков поступил в Театральное училище имени Щукина. При поступлении читал Михаила Светлова: "Молодой уроженец Неаполя! Что оставил в России ты на поле?.." Из прозы - Пришвина, "Иван-да-Марья", а басню читал Сергея Михалкова.
Его выгнали с четвертого курса. Сниматься в кино во время обучения студентам "Щуки" строго воспрещалось. "Мы тогда уже начали самостоятельно ставить спектакль, и тут меня не стали пускать в училище. Поэтому постановку заканчивал тайно… - вспоминает Михалков. - К тому времени уже созрела мысль уйти на режиссерское отделение ВГИКа, я понимал: если окончу "Щуку", то обязан буду после училища три года проработать в театре по распределению".
... В возрасте 27 лет Михалков пошел на военную службу: проходил ее на Камчатке на флоте, на крейсере ТОФ "Михаил Кутузов". В фильме "Никита" использованы архивные кадры, существованию которых был удивлен сам Михалков.
У каждого художника есть одна песня души, которую он "поет" из фильма в фильм. У Тарковского песня души - это жертва. Его последний фильм так и назван - "Жертвоприношение". Бурляев задал вопрос Никите Сергеевичу: "А у тебя какая главная песня души?" Он немного подумал, а потом сказал: "Любовь. У меня такое ощущение, что я все время снимаю один фильм".
В финале картины Никита Михалков делится своим взглядом на героев нашего времени. Он считает, что уважение к родной стране в народе возросло после присоединения Крыма. Народ понял, что это верный путь к тому, чтобы сохранить лицо, суверенитет, уважение к себе.
Такую огромную страну, как Россия, удержать можно только осознанием, что это единое целое нужно защищать.
