Как рассказал главный пульмонолог Ярославской области Евгений Ивашечкин, в школе помогают избавиться не только от табачной зависимости, но и от всей никотинсодержащей продукции, в том числе от электронных сигарет и вейпов. Основные пациенты - мужчины старше 40 лет. Потоки формируют еженедельно.
- Около 30 процентов всех взрослых жителей Ярославской области никотинозависимы. Кроме того, многие дети сейчас тоже увлечены вейпингом. Мужчины, по статистике, курят больше. Мы активно приглашаем в нашу школу курящих или только что бросивших сигареты людей. Потоки небольшие - пять-шесть человек. Задача - не только дать информацию, но и организовать диалог, - пояснил Евгений Ивашечкин.
Обучение в школе отказа от курения рассчитано на неделю. За четыре занятия врачи пошагово разбирают тему зависимости и по ступенькам начинают формировать новую привычку, ментальный якорь, установку жить без табака.
- Есть две зависимости, и они абсолютно разные. Во-первых, физиологическая, когда мозг кричит, что ему нужен никотин для выработки гормонов удовольствия. Ее купируют медикаментозно (таблетками, пластырями, жвачкой, спреями с никотином). И, во-вторых, психологическая, для которой нужны определенные тренинги. Поэтому в нашей школе есть психотерапевт, который обучает пациентов, так сказать, первой помощи, формирует у них новые доминанты и привычки взамен сигареты: хобби, прогулки, спорт, - поделился главный пульмонолог.
Некоторые курильщики переживают, что наберут вес, если откажутся от табака. В школе разоблачают эти мифы и рассказывают о питании. В долгосрочной перспективе, если это заложено генетически, вес растет, и с курением это никак не связано. Пациенты узнают и другую информацию о последствиях употребления табака.
- После первого занятия, где мы рассказываем о плюсах и минусах курения, они задумываются. Хотя большинство и говорят, что знали о вреде табака, но по факту оказывается, что многое услышали впервые. Это касается рисков ряда заболеваний, в том числе онкологических, - подчеркнул Евгений Ивашечкин.
Отказ от курения исключает ключевой риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, атеросклероза, артериальной гипертонии, ишемической болезни сердца. Но к вопросам профилактики каждый должен подойти осознанно. Специалисты резюмируют: задача школы - заложить зерно, а взойдет оно или нет, зависит от человека.