
Когда-то славу фестиваля составляли специальные монографические форумы, посвященные Дмитрию Шостаковичу (1964) и Альфреду Шнитке (1989). Каждый из них стал событием в музыкальной жизни всей страны, которой уже нет на картах мира, и возможностью услышать музыку, находящуюся вне основной доктрины государственной идеологии. И ныне, когда уже коммерческая успешность диктует правила игры, современная музыка, к которой по привычке причисляют и сочинения ХХ века, тоже нуждается в "особом решении".
К главной теме фестиваля подошли неформально, собрав и известные, и незаигранные произведения признанных композиторов, и забытых авторов, которые очень по-разному отразили вселенскую катастрофу и личный трагизм военного лихолетья.
На открытии фестиваля оркестр театра La Voce Strumentale под управлением художественного руководителя Дмитрия Синьковского исполнил легендарную Седьмую "Ленинградскую" симфонию Дмитрия Дмитриевича Шостаковича без плакатного натиска, с удивительным лирическим чувством. И контрапунктом к ней - малоизвестный, но впечатляющий вокальный цикл швейцарского композитора Франка Мартена "Шесть монологов из Jedermann" на текст пьесы-мистерии австрийского драматурга Гуго фон Гофмансталя "Имярек" ("Каждый человек"). Вокальный цикл написан Мартеном в 1943 году с противоположной стороны фронта. В непростом для исполнения и с технической, и эмоциональной точек зрения сочинении солировал бас Александр Воронов. Эти два переживания убийственной, самой страшной в истории человечества войны - сильные свидетельства времени, представленные через призму людских судеб, мужества и упования на небессмысленность жертв и страданий.
Особым и, безусловно, аншлаговым событием фестиваля стал визит Владимира Спивакова и его "Виртуозов" с программой, где были собраны камерные, по сути, интимные произведения: симфония Шостаковича "Памяти жертв войны и фашизма" и "Тихая молитва" Гии Канчели с солирующей скрипкой, что посвящена памяти Мстислава Ростроповича, много сделавшего для звучания современной музыки именно в Нижнем Новгороде.
Попытка в одном из концертов представить романсы на стихи великих поэтов от современных композиторов (Вениамин Баснер "Шесть стихотворений Пушкина", Александр Локшин "Три стихотворения Соллогуба", Борис Тищенко "Три песни на стихи Цветаевой" и "Лирика Пушкина", положенная на музыку Борисом Чайковским), - часто разламывала великую поэзию на осколки. И вопреки стараниям солистов тенью возникала мысль, что все же редко обнаруживаются незаслуженно забытые произведения.
Но на фестивале были и интересные открытия. Пронзительной увертюрой к "Дневнику Анны Франк" Григория Фрида (в исполнении Яны Дьяковой), в основе которой подлинные заметки еврейской девочки-подростка, скрывавшейся 26 месяцев от нацистов в оккупированном Амстердаме и погибшей в концлагере, когда ее тайное убежище было раскрыто, стал "Нонет" Владимира Щербачева. Он наполнен отголосками Дебюсси и Рахманинова, а солирующие инструменты, включая человеческий голос (сопрано Мария Калинина), живописуют мимолетные движения мятущейся души. Незабываемое впечатление оставила и "Голливудская книга песен" немца Ханса Эйслера. В 1933 году нацисты запретили творчество Брехта и Эйслера, после чего они оба покинули родину. А девять лет спустя написали этот вокальный цикл в Лос-Анджелесе, дополнив миниатюрами на стихи и других авторов. Всего опус состоит из полусотни, как правило, очень коротких песен-реплик. На фестивале в исполнении солистов театра позвучало 33 из них.
Завершился фестиваль большим концертом уже на сцене Оперного театра, где произведения Мечислава Вайнберга (Девятая симфония), Карла Амадеуса Хартманна, Богуслава Мартину, Арнольда Шенберга и Оливье Мессиана звучали в исполнении оркестра LVS, под руководством Федора Леднева - одного из самых востребованных российских дирижеров. Программа вечера получилась перенасыщенной и усложненной, что отражает отношение публики к современной музыке.