Что будет с топливными инновациями в России в ближайшие годы

Сегодня российский рынок автобензина испытывает потребность в дополнительных объемах высокооктановых компонентов. Причина не только во внешних факторах, но и в том, что структура производства бензинов не совпадает со структурой реального спроса на марки АИ-95, АИ-98 и АИ-100. Это вызывает рост цен на добавки, прежде всего на метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). При этом ситуация на российском рынке МТБЭ остается напряженной.
Отечественные компании уже освоили производство передовых присадок для бензина и дизеля.
Отечественные компании уже освоили производство передовых присадок для бензина и дизеля. / iStock

Одним из решений может стать строительство дополнительных блоков алкоксилирования легкого бензина и димеризации пропилена на нефтеперерабатывающих заводах, где уже есть установки каталитического крекинга. Эти технологии позволяют не только повысить октановое число, но и увеличить общий выпуск бензина, что особенно важно в нынешних условиях. Возможности для внедрения есть, в том числе и на базе разработок нашего университета.

Если говорить о качественных характеристиках современного топлива, на АЗС в России можно реализовывать только топливо самого высокого экологического класса К5. Полный переход на этот уровень состоялся в 2016 году благодаря модернизации большинства нефтеперерабатывающих заводов. Предприятия обновили мощности, выполнили условия четырехсторонних соглашений и наладили выпуск топлива, соответствующего строгим экологическим нормам.

Тем не менее говорить о полном импортозамещении пока рано. С российского рынка ушло большинство международных поставщиков катализаторов и технологий. Часть их продукции удалось заменить отечественными аналогами, но в ряде направлений работа продолжается. Особенно это касается технологий гидрокрекинга вакуумного газойля и остатков, а также процессов алкилирования. Здесь зависимость от зарубежных решений все еще сохраняется.

Важным инновационным направлением остаются топлива с улучшенными эксплуатационными и экологическими характеристиками. Именно такие продукты видят потребители на АЗС. Для их производства нефтеперерабатывающие компании используют многофункциональные моющие присадки. Несмотря на то что на рынке присутствуют предложения по параллельному импорту, в России уже создано собственное производство присадок. Это позволяет системно обеспечивать выпуск моторных топлив с улучшенными свойствами и снижать зависимость от внешних поставок. За эти разработки коллектив авторов, включая специалистов нашего университета, в 2024 году получил премию в области науки и техники от одной из крупнейших отраслевых компаний.

Стоит отметить, что роль научно-исследовательских организаций в инновационном процессе во многом определяется характером конкретного проекта. Если речь идет о реализации известных и хорошо отработанных технологических процессов, например первичной переработки нефти, инновационная составляющая минимальна. В таких случаях выполняется базовый проект, затем проектирование установки, строительно-монтажные работы и ввод в эксплуатацию. Принципиально новых решений обычно не требуется.

Другая ситуация складывается при создании более сложных установок или разработке новых продуктов. Здесь наука способна предложить максимально эффективные решения с учетом особенностей конкретного предприятия и состава сырья. Наш университет задействован в целом ряде таких проектов. Поэтапно разрабатываются исходные данные для проектирования промышленных установок. Среди направлений - создание мощностей по выпуску низкоуглеродных компонентов авиакеросина. Финансирование подобных проектов в основном обеспечивают нефтяные компании, которые заинтересованы в практическом результате. В то же время средства на фундаментальные и поисковые исследования остаются крайне ограниченными. За последние годы их объем снизился, и это формирует дефицит технологического задела, который станет особенно заметен в ближайшую пятилетку.

Одним из сильнейших стимулов к развитию рынка в ближайшие годы должна стать выработка стандартов для нового экологического класса К6

Вопрос об эволюции качества и экологичности моторного топлива в России остается актуальным. Его следует рассматривать в комплексе с уровнем развития автомобильной техники, а в этой сфере сегодня есть очевидные трудности.

Современный российский уровень качества в целом соответствует европейскому, однако впереди стоят новые задачи. Например, сейчас обсуждается создание стандарта на топливо класса К6. В нашем университете считают, что требования должны быть выстроены так, чтобы, с одной стороны, повысить экологические показатели работы техники в крупных городах, а с другой - обеспечить стране дополнительные объемы топлива. Мы прорабатываем эти предложения вместе с Ассоциацией нефтепереработчиков и нефтехимиков.

В 2026 году ряд российских заводов введет новые установки, что даст стране дополнительный объем высококачественного топлива. Это станет важным результатом и позволит без сбоев насытить внутренний рынок, а также с высокой маржинальностью поставлять продукцию на экспорт. Но останавливаться на этом нельзя. Государственная адресная поддержка строительства установок по отечественным технологиям могла бы ускорить этот процесс. В первую очередь речь идет о мощностях для выпуска высокооктановых компонентов (алкилат, эфиры), зимнего дизельного топлива (гидроизомеризация) и высококачественного керосина (демеркаптанизация, гидроочистка).

Таким образом, в ближайшие годы развитие российской нефтепереработки будет строиться вокруг двух ключевых направлений: увеличение объемов производства высокооктановых компонентов и переход к новым экологическим стандартам. Оба процесса уже запущены, и их реализация во многом зависит от синергии науки, промышленности и государственной поддержки.

Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Фейст
БензинОтрасли