
По данным Росалкогольтабакконтроля, производство алкоголя (без учета пива, пивных напитков, сидра, пуаре и медовухи) снизилось на 9,1% - до 120,8 млн декалитров (дал). Серьезнее всего просело производство слабоалкогольных напитков - на 87,8%, до 1,1 млн дал. Из крепкого спиртного больше всего упало производство коньяка - на 17%, до 5,7 млн дал. Выпуск водки снизился на 6%, до 52,413 млн дал. В крепких напитках выросла категория "со вкусом" - ликероводочные изделия (наливки, настойки, бальзамы) показали рост на 9,4%, до 13,4 млн дал.
Заметно выросло производство вин: тихих - на 11,6%, до 26,8 млн дал, игристых - на 9,6%, до 12,2 млн дал, ликерных - на 9,6%, до 981,5 тыс. дал.
Причин падения в коньяке несколько, говорит руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин. Во-первых, это усиление интереса россиян к виски и рому за счет их ценовой доступности. Импортозамещение этих напитков идет полным ходом, и отечественные намного дешевле. Во-вторых, это перераспределение рынка в пользу производителей более качественного коньяка и бренди за счет вытеснения менее качественной продукции.
Падение в слабоалкогольных напитках - следствие резкого увеличения акцизов в 2024 году.
А рост производства российских вин связан с увеличением пошлин (до 25%) и акцизов на импортные вина из недружественных стран, цены на которые стали непривлекательны для многих потребителей, считает Шапкин. Кроме того, сказывается вытеснение с рынка винных напитков и плодовой продукции (фруктовых вин), цены на которые выросли в связи с увеличением в несколько раз ставок акцизов в 2024 и 2025 годах.
Рост интереса к настойкам Шапкин объясняет подорожанием винных напитков и импортных вин. "Настойки оттянули на себя часть потребителей", - считает он.
Тенденция к росту производства игристых вин устойчива на протяжении последних 10 лет. Этот тренд характерен для всего мира. А в России он особенно выражен за счет поддержки виноделия государством, в том числе за счет налоговых преференций.
Кроме того, в игристые перешли некоторые потребители слабоалкогольных коктейлей и винных напитков, поясняет Шапкин.
Рост цен - одна из причин снижения производства и потребления алкоголя. Еще одна - переток потребления между категориями из-за "изменения демографического профиля основных покупателей". Старшее поколение покупает алкоголь реже, а у молодых свои, новые привычки - они предпочитают спиртное со вкусом, говорит президент гильдии "Алкопро" Андрей Московский.
В 2026 году рост цен на алкоголь неизбежно продолжится из-за серьезного повышения акцизов. Но многое также будет зависеть от новых минимальных розничных цен, считает Московский. За счет этого в начале 2026 года будет наблюдаться провал производства и продаж (как и в 2025 году), но потом постепенно потребители адаптируются к новым ценам. По мнению эксперта, приемлемый уровень цен на 2026 год для массового, объемного сегмента алкоголя будет ограничен диапазоном 400-700 руб. за бутылку. Там просадка продаж будет не такой существенной, как в продукции стоимостью выше 700-1000 руб. за бутылку, считает Московский.
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила готовящиеся поправки в закон о госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции, которые упрощают выдачу лицензий на продажу спиртного, узнала "Российская газета".
В частности, предусматривается сокращение срока рассмотрения заявлений соискателей лицензий на продажу алкоголя с 30 календарных дней до 15 рабочих дней. При этом максимально допустимый срок, на который может быть продлено рассмотрение такого заявления, составит не более 25 рабочих дней, в то время как сейчас срок рассмотрения возможно продлить не более чем на 30 календарных дней, пояснил "РГ" председатель правления Ассоциации юристов России Владимир Груздев. Помимо этого законопроект предусматривает сокращение перечня документов и сведений, которые необходимо предоставить для рассмотрения вопроса о получении лицензии на реализацию алкогольной продукции.
Изменения будут распространяться как на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания, так и на розничную продажу вообще.
Как сказано в материалах к заседанию комиссии (имеются в "РГ"), такие изменения связаны с экспериментом кабмина по оптимизации и автоматизации процессов, который проводится с 1 августа 2021 года по 31 декабря 2025 года.
В порядке выдачи лицензий это уже второе изменение за последнее время. За право продавать алкоголь с 1 августа 2025 года бизнес платит за каждый магазин или заведение общепита, тогда как раньше разрешение выдавалось одно на все юрлицо. Для одного магазина разрешение стоит 20 тыс. рублей.
Подготовили Татьяна Карабут, Владислав Куликов