
Для банка "Центр-Инвест" и Ростовстата сотрудничество в рамках проекта по исследованию креативной экономики стало доброй традицией: нынешний сборник - второй по счету. В нем ученые проследили в динамике, как развивались соответствующие отрасли экономики, добавлены данные за 2024 год, таким образом, временной охват составил уже четыре года. Исследование охватывает такие сферы как создание и производство одежды, различные виды ремесел, дизайн, архитектура, гастрономия, работу музеев, средств массовой информации, издательской и исполнительской деятельности, разработку программного обеспечения и целый ряд других сфер экономики. Для составления сборника используется огромный массив данных, включая данные различных министерств, ведомств, а также Центробанка.
Один из ключевых выводов, который сделан составителями сборника: креативные индустрии являются одним из основных столпов, генерируемые здесь идеи позволяют значительно увеличить темпы экономического роста. Но как сделать этот рост стабильным, динамичным и прогнозируемым? Председатель совета директоров банка "Центр-инвест", профессор, д.э.н. Василий Высоков предлагает искать ответ в собственной истории. Он уверен, что успешную модель роста можно подсмотреть у коренных жителей Дона - казаков. Казачий круг - это, по сути, прообраз современных открытых обсуждений, где решения принимались всеми, а не избранными в тиши кабинетов. Казачья лава воплощает гибкую адаптивную тактику, куда более эффективную, чем лобовые атаки по заранее определенному шаблону. А личная эффективность командира-руководителя измерялась не трофеями, а сохраненными жизнями подчиненных. Неудивительно, что даже самые грозные военные противники, такие, например, как Наполеон, столкнувшись с казаками, были вынуждены признать их эффективность, прежде всего за счет нестандартного, творческого подхода к делу.
"Мы убеждены и доказали теоретически, статистически и на практике, что каждый житель Дона - творец, наш регион - крупный креативный кластер, а любое предприятие является площадкой для реализации новых идей, - убеждает Василий Высоков. Не менее важна и инфраструктура для реализации этих идей, создание условий для генерации событий и творческого контента. Например, банк "Центр-инвест" активно поддерживает инициативы для развития творческой среды, внедрения инноваций и повышения глобальной конкурентоспособности самосознания жителей и бизнеса страны. В 2025 году по инициативе банка "Центр-инвест" состоялся первый конкурс лучших креативных проектов "Дон креативный", который продемонстрировал многообразие ярких проектов, реализованных предприятиями области, как в сфере креативных индустрий, так и в реальном секторе. А в рамках трехстороннего (регионального) соглашения между правительством, профсоюзами и работодателями Ростовской области банку удалось включить в проект положения о мерах и обязательствах сторон по созданию креативных (творческих) условий труда.
По словам профессора Василия Высокова, креативные рынки в сегодняшних условиях имеют неэластичный спрос и неэластичное предложение, баланс на которых можно достичь массовыми фестивалями, конкурсами, хакатонами, экскурсиями. Без этой работы, по его мнению, нарушение баланса приводит к оттоку населения или оттоку талантов. Особую актуальность приобретает цифровизация управления креативным развитием, объединение в общую и доступную базу данных информации о талантах, площадках и мероприятиях и создание платформы для взаимодействия, учета, отчетности и генерации идей о развитии рынка креативных индустрий. Именно этой важнейшей работой и занимаются составители сборника, ключевые цифры и факты из которого были представлены в ходе специальной пресс-конференции. Так, согласно данным исследователей, сегодня в Ростовской области в сферах креативных индустрий работает более десяти тысяч хозяйствующих субъектов (год назад было девять тысяч). Доля креативных индустрий в ВРП выросла с 1,9 процента до 2,2 процента, за счет расширения официального списка видов деятельности и ускоренного роста на Дону музыкальной сферы (в два раза), рекламы и PR (+46,3 процента), гастрономии (+39,3 процента), программного обеспечения (+33,8 процента), книжного дела (+24,2 процента), отдыха и развлечений (+24,2 процента). В то же время, как отмечают составители сборника, библиотеками на Дону пользуется 63,3 процента населения, на 1 000 человек населения музеи посещают 416 посетителей, а театры - 211 зрителей, в работе клубов и кружков участвует почти шесть процентов населения. Если учесть сотрудников, выполняющих творческие функции во всех других сферах деятельности, то масштабы креативной экономики Дона вырастают минимум в десять раз. Комментируя эти цифры, глава Ростовстата Марина Самойлова отметила, что больше всего новых предприятий и бизнесов открывается по направлению кинематографа и производства ТВ-программ, их количество выросло за год выросло почти на 25 процентов.
- Очень важное для Дона направление - гастрономия, тоже креативный вид деятельности, который показал рост числа регистраций на 8,3 процента. Индустрия моды, включая ювелирное дело, выросла на 16,2 процента, - сообщила Марина Самойлова.

Растут и частные инвестиции в креативный сегмент экономики, за год они превысили два млрд рублей, а с учетом бюджетных вливаний общая сумма инвестиций составила 4,3 млрд рублей. Как подчеркнула руководитель Ростовстата, креативные сферы показывают очень высокий уровень рентабельности - при среднем в регионе показателе в 8,5 процента в творческих отраслях он составил 16,4% процента. Это, по мнению составителей сборника, указывает на высокий уровень отдачи не только от прямых государственных инвестиций, но и других форм поддержки. Так, исследователи предлагают государству и региону активнее поддерживать стартапы, расширять инфраструктуру коворкингов, творческих пространств, арт-резиденций, проводить больше ИТ-конференций, хакатонов, фестивалей, творческих конкурсов, выплачивать лучшим студентам именные стипендии, организовывать стажировки. Эти меры позволят ускорить развитие креативных индустрий и увеличить их вклад в ВРП Ростовской области до 4-5 процентов к 2030 году. Не менее важно и опосредованное влияние креативных сфер на экономику, ее реальный сектор. Исполнительный директор Союза работодателей Ростовской области Виктор Нетесанов, что креативный, творческий подход важен на любом предприятии и заводе и в разы повышает его эффективность. По его мнению, вокруг каждого предприятия необходимо создать экосистему, в которой сотрудники смогут заниматься творчеством и развиваться.
- Мы здесь работаем по двум направлениям. Во-первых, каждый сотрудник сегодня должен почувствовать себя творцом, что он не просто ходит на завод и отрабатывает смену. Он должен творчески подходить к процессу. И многие предприятия, прекрасно понимая это, создают соответствующую атмосферу, побуждают творческую мысль, поощряют такую активность. И второй момент. Сами по себе креативные индустрии не существуют в отрыве от реального сектора. Поэтому мы сегодня должны больше внимания уделить их связки и совместной работе, потому что цифровизация, промышленный дизайн, ПО в разы увеличивают эффективность любого крупного предприятия, - отметил Виктор Нетесанов.