В Зарядье прозвучала мировая премьера оратории Георгия Свиридова

К грядущему 110-летию со дня рождения советского классика состоялся вечер его музыки - очень известной и ранее не исполняемой. Меломаны знают Свиридова прежде всего как автора композиции "Время, вперед!", навсегда ассоциирующейся теперь с "Новостями" на Первом канале; музыкальное сообщество назовет его знаменитый Вальс из сюиты "Метель" или же хоровой цикл "Пушкинский венок". Но были у Георгия Свиридова и сочинения, которые он или не завершил по разным причинам, или оставил в черновом варианте: одно из таких и прозвучало в Московском концертном зале "Зарядье".
Пресс-служба концертного зала "Зарядье"

Ораторию для солистов, смешанного хора и симфонического оркестра "Семь песен о России" восстановил и оркестровал современный композитор Алексей Сюмак - ему досталось больше 300 страниц рукописных автографов клавира с указанием музыкальных инструментов и набросков партитур. По просьбе племянника Свиридова, музыковеда Александра Белоненко, Сюмак принялся за эту кропотливую грандиозную работу, стараясь сохранить уникальный свиридовский стиль музыки - о чем и рассказывал подробно в интервью "РГ". Мировую премьеру оратории представили Московский государственный симфонический оркестр под управлением Ивана Рудина, Государственный академический русский хор имени Свешникова под управлением Екатерины Антоненко, солисты Полина Шамаева (меццо-сопрано) и Даниил Акимов (бас).

"Россия - страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа" - утверждал Свиридов. "Семь песен о России", написанные на стихи Блока, воспевали красоту русской природы ("Ты и во сне необычайна"), размышляли об ее непростом пути ("Река раскинулась") и были посвящены конкретным историческим периодам ("Русь моя, жизнь моя"). Композитор, необычайно точно почувствовав настроение и лирику стихотворений, смог запечатлеть их в своих вокально-хоровых миниатюрах. В оратории он отразил переживания о родной стране, которую так любил: в интонациях песенных тем, широко раскинувшихся в оркестре, ощущалась его боль и рефлексия. Алексей Сюмак раскрасил свиридовскую партитуру мастерски - как художник XXI века, воспитанный на полотнах Левитана. Характерный для Свиридова русский эпический мелос, острые синкопированные ритмы, ассоциирующиеся со скачкой воинов, почти наглядное изображение уходящего на войну эшелона - для каждой почти наглядной картины оратории Сюмак нашел весьма точное оркестровое "облачение".

Оркестр и хор существовали как единое целое, от первой до седьмой песни держа в напряжении публику и не сбавляя энергичного посыла. Органично вписался сюда и бас Даниил Акимов: студент Московской консерватории исполнил свою партию на манер сказителя из русских опер, предлагающего каждому осмыслить судьбу России. Полине Шамаевой не хватило драматизма и экспрессии, а также точности в артикулировании речитативных тем ("Петроградское небо мутилось дождем"), но красота низкого, бархатного тембра солистки "Новой оперы" затмевала все эти моменты. "Русь моя, жизнь моя, вместе ль нам маяться?" - вопрошали хор и солисты в финале оратории, которая все же завершилась на триумфальной оптимистической ноте. А во втором отделении МГСО решил напомнить об известном шедевре Свиридова - оркестровой сюите "Метель" по одноименной повести Пушкина. Отдельные известные номера - такие как "Тройка", "Романс" и "Вальс" - стали экзальтированными кульминациями цикла и кинематографично погрузили в историю случайной и неожиданной любви Марьи Гавриловны и Бурмина, рассказанную актером Сергеем Шакуровым (к сожалению, в этот раз с досадными запинками). И вновь пришлось восхищаться талантом Свиридова в передаче эмоций, чувств, действий оркестровыми средствами и мелодией - той, которую захочется напевать и которая навсегда останется в сердце.