Народный учитель России Сайбединов: Быть учителем и нести ответственность за будущее - большая щедрость судьбы

Народный учитель Сайбединов: Авторитет учителя возвращается в школы
В этом году конкурс "Учитель года России" прошел уже в 36-й раз. Победил молодой и активный Дмитрий Баланчуков из Белгорода - учитель китайского и английского языков.
Ученики Сайбединова своими успехами доказывают: творчество, эмоции, знания - это единый процесс в образовании.
Ученики Сайбединова своими успехами доказывают: творчество, эмоции, знания - это единый процесс в образовании. / Личный архив Александра Сайбединова

На заре главного учительского соревнования в нем также участвовали молодые и активные педагоги. Один из них, финалист I тогда еще Всесоюзного конкурса "Учитель года", сегодня - директор Губернаторского Светленского лицея, что в Томской области, народный учитель России, поэт, художник и автор уникальной методики эмоционального образования Александр Сайбединов.

Суть методики в том, что в школьной программе чуть "подвинули" физику и математику и другие естественно-научные дисциплины, выделив часы на рисование, музыку, историю искусств, основы дизайна и даже философию. И случилась магия - улучшились оценки по точным наукам. Как? За счет гармоничного развития творческого мышления у детей, уверен Сайбединов. Метод работает уже около тридцати лет и дает стабильно высокие результаты.

В День учителя "Российская газета" поговорила с народным учителем о конкурсах, творчестве и призвании педагога.

Александр Геннадьевич, вы были финалистом I Всесоюзного конкурса "Учитель года" в 1990 году. Говорят, дети не меняются, меняются обстоятельства. А взрослые, если это учителя - меняются?

Александр Сайбединов: Не меняются ни те, ни другие! Меняются и утрачиваются ценности в образовании, медленно сползая к ценам и ценникам. Яркие потоки педагогических конкурсов - их сегодня много - бесспорно по государственному важны и нужны. Но нередко они незаметно перерождаются в артистические шоу. Бывает и так, что талантливые учителя, которыми богато наше образование, не выдвигаются на конкурсы, желая тихо учить детей, а не доказывать что-то со сцены.

Мне действительно посчастливилось участвовать в I Всесоюзном конкурсе "Учитель года". Мы тогда жили в одном номере с учителем русского языка и литературы из Тулы Александром Суторминым. Вечерами аппетитно поедали привезенную им из дома вяленую рыбу и еще не знали, что он-то и станет первым и абсолютно достойным обладателем "Хрустального пеликана" - первым "Учителем года".

В России создан совет по защите чести и достоинства учителей. От чего в первую очередь нужно сегодня защищать учителя?

Александр Сайбединов: Нужно защищать образование, а не учителя, так как понятия образование и учитель неразделимы в своей важной жизненной философии. Лично учителя унизить просто невозможно, можно лишь унизиться в его глазах, а это уже сложнопоправимая внутренняя эмоциональная потеря уважения к себе.

Но в действительности проблема недопустимой агрессивности по отношению к учителям со стороны родителей и даже школьников, увы, есть: от недовольства цветом парты, голосом учителя или сделанным по существу замечанием до жалоб во все инстанции вплоть до прокуратуры - "уволить, выгнать, наказать"… А учитель и школа в раздавленном состоянии вынуждены отписываются сразу по всем поступившим запросам от всех инстанций.

Учебник "Мир искусства" по программе эмоционального образования для 1 - 4-х классов вошел в федеральный перечень учебников

Как остановить этот дурно пахнущий марафон неуважения и высокомерия по отношению к учителю и школе? Кажется, что созданному Совету по защите чести и достоинства учителей необходимо выйти с законодательной инициативой запрета рассмотрения жалоб такого уровня в соответствующих инстанциях. А профильному министерству наделить руководство школ правом вызова родителей на педагогический совет с целью объяснения недопустимости такого отношения к школе, а при необходимости и с правом рекомендации перевести ребенка в другое учебное заведение.

Но я вижу: отношение в школе меняется, и авторитет учителя возвращается в школы.

Везде говорят о том, что искусственный интеллект никогда не заменит педагога. Но школьники уже делают домашку с GPT-чатом, а на уроках учителя часто тоже используют ИИ. Как ужиться с ним, не потеряв себя?

Александр Сайбединов: Это действительно серьезная проблема, но не процесса обучения детей, а проблема современного образования, все больше скатывающегося от развивающего процесса к использованию упакованных в готовый продукт знаний, переродившихся в "информацию", которая на самом деле ресурсом развивающих знаний уже не является.

Уживаться и мириться с этой ситуацией диалектически невозможно, ровно как и потерять себя. Но можно себя не найти, и в этом уже большая ответственность школы.

Агрессивное вторжение искусственного интеллекта в жизнь человека и в процесс его образования отодвигает учителя как основного носителя образовательных ценностей, заманчиво вооружая его несложной клипово-тестовой информацией, нанося при этом невероятный урон самому процессу образования. Вижу здесь опасный эффект снижения востребованности биологического интеллекта человека. Мир уже стал меньше читать, считать, даже думает не сам, а с помощью интернета и Алисы.

Сегодня это серьезная мировая и государственная проблема, но и прямая ответственность образования, от которого зависит будущее человека.

Вы автор уникальной методики эмоционального образования - получена Правительственная премия, лицей вот уже 30 лет - федеральная инновационная площадка Минпросвещения. Как вы сочетаете эмоции, творчество, ЕГЭ и пресловутые "предметные результаты"?

Александр Сайбединов: Эмоциональное образование - абсолютно новая концепция современного образования, не имеющая аналогов ни в российской, ни в мировой образовательной практике.

Это качественно выстроенная система развития творческого мышления учащихся, проникающая своим ресурсом в любую область знаний, наполняя ее безграничным творческим потенциалом. И это образование будущего!

Творчество, эмоции, знания - это единый процесс в формировании гармоничной личности, который не требует выделения воспитания и обучения в отдельные области образования. Это просто новая ценностная норма жизни школьников, которая качественно решает как воспитательные задачи, так и образовательные, пронизывая, так скажем, творческим ресурсом итоговые аттестации и в формах ОГЭ и ЕГЭ.

Тридцатилетний инновационный педагогический поиск теоретически обоснован и эффективно реализован в практике образования. Его становление происходило и происходит при поддержке образовательных ведомств всех уровней - и федеральных, и региональных.

При всей видимой пользе и высоких результатах этот опыт остается в основном в регионе. Почему? Сложно встроить вашу модель в традиционные школьные схемы?

Александр Сайбединов: Абсолютно нет. Модель школы системна и тиражируема. Уложена в педагогическую "франшизу", обеспеченную комплексом авторских программ: в этом году вышел учебник "Мир искусства" по программе Эмоционального образования для 1-4-х классов. Он вошел в федеральный перечень учебников для школ страны, по которым могут уже учиться дети от Камчатки до Калининграда.

Опыт лицея широко известен во многих регионах страны, мы постоянно принимаем делегации учителей в том числе и из дружественных стран ближнего зарубежья.

Раньше у всех на слуху были создатели методик в образовании - Эльконин, Тубельский, Пинский и пр. Есть ли сейчас место в образовании авторским школам?

Александр Сайбединов: Волна свободы в образовании, в свое время захлестнувшая школу, вывела на свет многих талантливых учителей, каждый из которых создал свой авторский проект и внес свой вклад в развитие образования.

Но система образования целой страны по миссии своей не может быть авторской - ее богатство в том, что она соткана из великого множества труда талантливых педагогов.

Сегодня важно транслировать свои смелые и интересные идеи в систему массового образования.

Что самое главное для учителя?

Александр Сайбединов: Ученики! И понимание счастливой щедрости судьбы, подарившей возможность быть учителем и нести ответственность за будущее этого самого лучшего из миров. С Днем учителя!

Образование