Петербургская певица Женя Любич отметила юбилей Есенина синглом "Восход солнца"

Музыканты все чаще пишут песни на стихи поэтов первого ряда русской литературы, будто подпитываясь мудростью, метафоричностью и озарениями Маяковского, Ахматовой, Гумилева, Мандельштама, Бродского… Среди самых любимых российскими рок-музыкантами - Сергей Есенин, 130-летие которого празднуется 3 октября. Популярная петербургская певица Женя Любич, некогда певшая в известной французской группе Nouvelle Vague, но вернувшаяся на родину и поющая на русском языке, выпустила к этому дню очередной сингл - "Восход солнца", с песней на есенинские стихи "Загорелась зорька красная / в небе темно-голубом…". Откуда вдруг эта всеобщая страсть к русской поэзии? "РГ" расспросила Женю Любич о премьере, о новом тренде и новом рок-просветительстве.
Когда Любич пишет песни на стихи поэтов-мужчин, возникает диалог взглядов на мир, похожий на танец энергий.
Когда Любич пишет песни на стихи поэтов-мужчин, возникает диалог взглядов на мир, похожий на танец энергий. / Фото предоставлены пресс-службой певицы

Признайтесь, Женя, если бы не юбилей Сергея Есенина, сели бы вы писать песню на его стихи?

Женя Любич: У меня же была целая концертная программа "Песни на стихи поэтов", а еще альбом "Во весь голос" и множество синглов на стыке музыки и литературы. Но специально обращаться к поэзии Есенина я не предполагала - и без меня написано немало. Однако прошлым летом ко мне обратились из библиотечной системы Фрунзенского района Петербурга с просьбой сочинить что-то на стихи друга Есенина - Анатолия Мариенгофа. Я не была уверена, решила почитать, что-то попробовать…

В итоге у меня сложились две шикарные песни, одна из которых как раз - посвящение Есенину. Я ее назвала "Крылом балтийской чайки", а в оригинале это "Утихни, друг, прохладен чай в стакане". Две эти композиции были выпущены на трибьют-альбоме "Днесь", где помимо меня поучаствовали также группы "Гафт", "Торба-на-Круче", "Ива Нова" и другие мои коллеги…

А потом я попала на спектакль талантливого актера Паши Михайлова, где тот умопомрачительно читал Есенина. И меня будто снесло волной - стала читать Есенина взахлеб, пока внутри меня не зазвучала музыка. Так родились три песни. Сейчас выпускаю одну из них. Остальные две, видимо, позже... Так что, нет, такой задачи не было - писать к юбилею и ловить инфоповод. Вдохновение не зависит от памятных дат, хотя, конечно, так сошлось…

Сошлось, что неслучайные случайности сами толкнули вас к Есенину… И все-таки, разве тут нет тенденции: откуда нынче такой интерес к классической поэзии у звезд. Такого не было, скажем, в девяностые. Продюсеры почувствовали новый тренд - вот музыкантам и приходится подстраиваться?

Женя Любич: Да у меня вся музыка вышла из поэзии: начиная с самых первых песен. В стихах я слышу музыку - это и в школе помогало учить их наизусть, вместе с мелодией слова запоминались быстрее. Так что мое обращение к поэтам и поэзии опередило "тренд", о котором вы говорите. Почему он возник сейчас? Во-первых, это красиво, а во-вторых, конечно же, и выбор стихотворений, и то, как как это сыграно и спето, - все это определяет тех артистов, которые выпускают подобные композиции, ведь у каждого будут свои акценты, интонации и своя философия.

И еще это про ориентиры и авторитеты. У меня они есть и в музыке, и в литературе, и когда я обращаюсь к поэтам, то вступаю с ними в диалог!

Когда работаешь с классикой, перемещаешься в культурный контекст других эпох

А как это происходит у вас?

Женя Любич: Если я пою Маяковского как блюз, то к драме его поэзии добавляется мое женское присутствие - от этого меняется контекст и общее восприятие. Если я берусь за Есенина, то даже в самом простом его стихотворении я вижу линию его судьбы - и в клипе, который мы выпускаем, это получает зримое воплощение…

Фото: Фото предоставлены пресс-службой певицы

Охотно ли артисты участвуют в таких вот новых литературно-музыкальных проектах?

Женя Любич: Я скажу про себя. Во многие проекты меня звали, как это было, например, с Ахматовой или тем же Мариенгофом. А вот готовя проект "Сохрани мою речь навсегда", посвященный Мандельштаму, - позвать забыли. Но я все равно записала пять песен на его стихи, уже четыре выпустила самостоятельно, а премьеру пятой приберегла на зиму… И если бы таких концертов-трибьютов не было, я все равно инициировала бы создание и издание своих песен на стихи поэтов, потому что мне это близко и интересно.

У меня же и мама - филолог, и дедушка-академик больше тридцати лет был ректором Российского государственного педагогического университета имени Герцена. Дома всегда была большая библиотека, и я, можно сказать, родилась и выросла в окружении книг. Папа тоже знает много стихов наизусть… Все это проросло во мне в таком видоизмененном - музыкальном формате… Беру в руки томик, ищу знакомые стихи, как будто вспоминаю забытый сон. И некоторые песни звучат во мне так, будто я написала эти стихи, а не классики.

Для своего альбома "Во весь голос" вы написали песни на стихи Бродского, Ахматовой, Лермонтова… Как внучка ректора педагогического вуза, вы подсознательно перед собой не ставите еще и просветительские цели? Скажем, приучить своих поклонников к поэтам и поэзии, которые дороги вам.

Женя Любич: Большинство песен для альбома "Во весь голос" были написаны мной в детстве и юности. Например, на стихи Лермонтова, Брюсова, Державина, Бёрнса, Спенсера, Анри Ренье. Лежали в столе до поры до времени. И вот - ко мне обратился книжный магазин "Во весь голос", что на улице Маяковского в Петербурге… В итоге эти песни мы записали как раз в книжном магазине - и звук, и видео. Работала целая команда, и режиссер, и операторы. Выставлялся свет, были рельсы для камеры, дым-машина… Когда работаешь с классикой, невольно перемещаешься в культурный контекст других эпох, и это, наверное, и правда сродни просвещению. Ну, или возрождению того, что не должно быть утеряно.

На есенинские стихи написаны хиты Гарика Сукачева, "Альфы", "Монгол Шуудана", Николая Расторгуева, Алексея Горшенева, "Чайфа", Федука (он же рэпер FEDUK). Вас не удивляет особое внимание музыкантов к стихам именно Есенина, да еще, пожалуй, Бродского?

Женя Любич: В строчках Есенина и Бродского много их ярко выраженного стиля, мужского присутствия. Для меня это так. Когда я пишу музыку на стихи поэтов-мужчин, то возникает очень любопытное сочетание мужского слога и моего женского взгляда изнутри, сквозь текст на слушателя, на мир. И это похоже на танец энергий, а музыка помогает его усилить и показать. С Ахматовой - другая история. Ее стихи для меня сами по себе являются олицетворением танца…

Фото: Фото предоставлены пресс-службой певицы

Может, пора музыкантам объединиться и создать новую антологию поэзии ХХ века - уже музыкальную, составленную из песен?

Женя Любич: Насчет антологии - пожалуй, это интересно. А что касается "объединиться" - именно благодаря классикам, например, мы познакомились с Колей из группы "Гафт". Петербургская библиотека имени Гоголя обратилась к музыкантам с идеей написать что-то на прозу Гоголя. Предложили "Петербургские повести" - мы начали писать, я выбрала "Невский проспект" и "Портрет". Задача была - по возможности ничего не менять в оригинальном тексте. Я выписывала понравившиеся фразы, и они мистическим образом сами ложились в куплеты и припевы. Конечно, от такого побежали мурашки: будто сам Гоголь диктует и пишет эти песни вместе со мной…

А потом на презентации мы познакомились с группой "Гафт", и с тех пор у нас с ними вышло два совместных трека: "Этот город" и "Где мы все увидимся". Причем в последней есть и строчки про Есенина… А с Тосей Чайкиной я познакомилась, благодаря проекту, посвященному Анне Ахматовой. А с Владимиром Золотухиным из группы Zoloto - в связи с фильмом-концертом о Мандельштаме…