В петербургскую редакцию "Российской газеты" обратился читатель - мужчина пожаловался на отсутствие доступной среды рядом с железнодорожной платформой Разлив, которая находится в Сестрорецке (Курортный район Петербурга). Вблизи платформы пролегает популярная у местных жителей пешеходная дорога, которая пересекает железнодорожные рельсы. Люди пользуются этой тропой каждый день, чтобы попасть на платформу, в магазин, школу, аптеку...
- Много лет переход через железную дорогу был оборудован деревянным настилом, который позволял пешеходам без препятствий преодолевать рельсы. Местные жители установили его самостоятельно. Но недавно пандус демонтировали, что сделало переход железнодорожных путей крайне неудобным, - пожаловался житель Сестрорецка.
В компании-перевозчике, которая является владельцем инфраструктуры общего пользования, подтвердили "РГ", что несанкционированные пандусы демонтируются, поскольку хождение по ним может привести к трагическим последствиям. Там также добавили, что санкционированный пешеходный переход у платформы Разлив есть: он находится на расстоянии 300 метров от демонтированного.
Однако для маломобильных жителей расстояние в 300 метров сильно затрудняет преодоление повседневных маршрутов. Тем более если человеку нужно в противоположную сторону, придется сделать крюк длиной уже 600 метров. А в других случаях люди и так без проблем идут на официальный переход.
Но если одни могут пойти привычным маршрутом, просто перешагнув рельсы, то у людей, передвигающихся в инвалидных креслах, слабовидящих, женщин с детскими колясками и пенсионеров, которые проживают рядом с платформой, этого сделать не получится.
Это не единственный пример в городе, когда пешеходный переход не оборудован элементами доступной среды. Например, при переходе набережной реки Карповки со стороны Петропавловского моста люди в колясках не могут проехать из-за крутых ступенек. Также в инвалидном кресле невозможно преодолеть Аничков мост с гранитными ступенями высотой 15-20 сантиметров. Невозможность обустройства пандуса на мостах порой объясняется тем, что они являются объектами культурного наследия и не должны менять свой внешний вид.
Случай в Сестрорецке имеет другую трактовку. По словам соосновательницы и главного архитектора бюро Continuum Олеси Могилевской, это яркий пример системной проблемы, когда стихийно сложившаяся городская практика вступает в противоречие с формальными нормативами и вопросами безопасности. Но у местных жителей есть законные пути для того, чтобы инициировать изменение сложившейся ситуации и добиться создания безопасного и удобного перехода.
- При формировании официальных переходов через железнодорожные пути действуют строгие ведомственные нормативы и расчетные требования, которыми руководствуются транспортные компании. Однако эти технические критерии должны быть дополнены градостроительным подходом, который учитывает сложившуюся городскую ткань и повседневные маршруты людей, - объясняет специалист.
В парадигме урбанистики любое общественное пространство, включая переходы, должно отвечать критериям доступности для всех слоев населения, включая маломобильные группы.
- Стихийный переход у железнодорожной платформы Разлив отвечал потребностям людей в доступности и сокращении маршрута, но не соответствовал критериям безопасности. Задача сейчас - через диалог с властями и владельцем инфраструктуры общего пользования сделать переход удобным и безопасным, преобразовав его в официальный объект. Первый и главный шаг к этому - организованное обращение жителей, - отмечает Олеся Могилевская.
Как показывает практика, наиболее эффективной стратегией является подача коллективных заявок от имени сообщества жителей. Службы гораздо более внимательно прислушиваются к сформулированным коллективным запросам и по мере возможности стараются их реализовывать.
- Это выгодно всем: городская среда становится комфортнее для жителей, а власти получают четкий сигнал о реальной проблеме, - заключает специалист.