
Новые здания школ № 41 и 314 в Екатеринбурге отличают завораживающий внешний вид (так, 314-ю местные жители прозвали "нашим Хогвардсом") и поражающая воображение "начинка". В них есть не только классы, но и просторные помещения для отдыха и общения, библиотечно-информационные центры, коворкинги, студии звукозаписи, лаборатории робототехники, столовые, похожие на уютные кафе, и актовые залы, которым позавидуют не то что ДК - филармонии.
Не школы, а суперсовременные, высокотехнологичные учебно-воспитательные комбинаты, где созданы возможности для развития не только обычных ребят, но и детей с ограничениями по здоровью. Более того, образовательные учреждения с разнообразными спортивными секциями, кружками и мастерскими становятся социокультурными центрами жилых районов, очагами первичного профобразования.
Их своеобразие - продукт серьезных усилий. Оба проекта реализованы в рамках концессионных соглашений, по которым проектировщик, он же застройщик - холдинг "Атомстройкомплекс" - до завершения пятилетнего периода еще и обслуживает возведенные учебные заведения.
Представитель министерства образования Свердловской области Николай Попов вспоминает: когда в 2021 году стартовала первая концессия в сфере образования, в нее мало кто верил. Сегодня, когда несколькими компаниями реализовано уже четыре таких проекта, можно смело утверждать, что Свердловская область - в числе регионов, которые наиболее успешно справились с этой большой и непростой задачей.
Первый секрет этого успеха на форуме 100+ TechnoBuild сформулировал исполнительный директор Института комплексного проектирования корпорации "Атомстройкомплекс" Илья Иконников: умные школы создаются умными командами. Все заинтересованные стороны - заказчики в лице областного минобра и городского управления образования, директора будущих школ, проектировщики, застройщики, смежники, управляющие - взаимодействуют с первого дня реализации проектов и совместно находят наилучшие решения, досконально учитывая действующие нормативы и требования.
Как отмечает заместитель директора строительного холдинга Александр Копылов, такой подход обеспечивает не только максимально продуктивную работу школ (и как учебно-воспитательных комбинатов, и как технически сложных сооружений), но и предельно эффективное использование бюджетных средств. К примеру, рациональный выбор между желаемым и доступным привел к отказу от некоторых инженерных систем, обслуживание которых потребовало бы оплаты слишком многих специалистов.
Концессионные школы оснащены таким хитроумным оборудованием, какого не встретишь и в иных домах бизнес-класса. Надежность его эксплуатации объясняется секретом номер два: все обязанности и полномочия по обслуживанию зданий и территорий находятся в одних руках - специально созданной для этого застройщиком управляющей компании "Формула".
В перечне ее функций - обеспечение бесперебойной работы инженерных систем, ремонты, клининг, охрана, закупка расходных материалов... При этом, по свидетельству директора УК Елены Левченко, специфика в том, чтобы подобрать персонал, безупречный во всех отношениях, имеющий все необходимые допуски для работы в образовательном учреждении и, что особенно важно, умеющий хорошо ладить с непоседливыми школярами. Найти таких людей было непросто, зато школьная администрация не нарадуется:
- Это мечта любого директора, когда есть люди, которые знают, как здание охранять, как его мыть, как поддерживать полностью работу всех систем, а директор может заниматься тем, чем, собственно, должен заниматься - организацией учебного процесса, - поделилась руководитель 314-й школы Елена Белова.
Очевидную пользу в виде драгоценного опыта извлекает и сам концессионер. Приобретенные компетенции, отлаженные внутренние процессы и взаимоотношения с подрядчиками, укомплектованные команды специалистов, оптимизированные затраты - капитал, который навсегда приобретен и может быть тиражирован в других проектах, отмечает Наталья Бочкарева, руководящая в корпорации направлением дирекции постпродажного обслуживания.
Опыт показал: строительство и сопровождение самых разных бюджетных объектов - школ, детских садов, поликлиник - может быть заметно быстрее, экономичнее и эффективнее, и в этом огромный плюс для государства и муниципалитетов.
Здесь подходим к третьему секрету: действовать нужно дальновидно, на долгую перспективу. По словам Александра Копылова, интерес холдинга не в том, чтобы заработать непосредственно на данных проектах. Напротив, наряду с бюджетными деньгами и поддержкой Сбербанка в строительстве школ задействованы и средства самого застройщика. Его выигрыш - в преобразовании городского пространства.
- Это должны быть знаковые объекты, которые повысят ценность городской среды, но они обязаны укладываться в бюджетную стоимость, в те нормативы, которые для нас определены государством. Имея навыки и опыт в том числе работы по концессии, мы успешно решаем эту задачу, - отметил Александр Копылов.