- Этот способ давно уже используется в других сферах, например при оплате парковки, - говорит начальник департамента транспорта администрации Перми Анатолий Путин. - Сейчас мы решаем задачу поступления билета, ведь его нужно будет предъявить контролерам. Думаю, в обозримом будущем такой вариант оплаты будет запущен в пермском транспорте.
Новшество вызвало недовольство части пермяков, так как на некоторых тарифах отправка СМС платная: получается, что стоимость проезда будет выше. Но, учитывая, что в общественном транспорте Перми отменили расчет за наличные, а оплата картой или по QR-коду не всегда возможна из-за отключений мобильного интернета, перевозчику приходится использовать все возможные варианты.
А в Кургане этой осенью ввели оплату проезда с помощью геолокации - пока на четырех автобусных маршрутах. Пассажиру нужно зайти на электронную карту города, отыскать там меню "Проезд", выбрать опцию "Оплата проезда в общественном транспорте" и нажать кнопку. В ответ пришлют электронный билет.
- Новый сервис - это в первую очередь забота о времени и комфорте пассажиров, - убеждает директор "Кургангортранса" Владимир Тетюев. - Мы даем горожанам удобный цифровой инструмент, который позволяет избежать суеты у терминала в час пик. Сохраняя все привычные способы оплаты, добавляем новый - самый быстрый и технологичный. Уверен, жители и гости Кургана оценят это нововведение по достоинству.
Оплату по геолокации недавно начали тестировать и в Екатеринбурге: для этого на смартфоне должно быть установлено приложение "Екарта", списание средств производится через систему быстрых платежей. Подобный вариант рассматривался и в Перми, но из-за технических сложностей, в частности, проблем с интернет-маячками в автобусах и трамваях, был свернут.
В Челябинске система довольно гибкая: заплатить за билет можно и наличными, и с помощью валидатора, и через СБП. В местных троллейбусах два года назад появился даже автомат для приема купюр или монет. А еще владельцы транспортных карт могут в течение часа бесплатно сделать пересадку (подобная опция анонсировалась несколько лет назад и в столице Среднего Урала, но так и не заработала).
В Екатеринбурге и Кургане на стойках во многих автобусах установили валидаторы - это позволяет обходиться без кондукторов. Правда, судя по пермскому опыту, приводит не к экономии средств, а к росту числа безбилетников и необходимости многократного увеличения числа контролеров.
В Тюмени пошли по тому же пути: работу кондукторов все чаще выполняют валидаторы. Доступна и оплата по QR-коду. В тех автобусах, где появились терминалы, можно также рассчитаться наличными с водителем. Кстати, с первого октября в Тюмени увеличили стоимость проезда с 32 до 40 рублей при оплате наличными и с 31 до 35 - по безналу. Напомним: до этого много лет в сибирском городе повышали тарифы только первого января и всего на рубль. На этот же раз чиновники заявили, что к такому шагу подтолкнула необходимость приобретения новых автобусов и повышения комфорта пассажиров.
Стоимость проезда растет повсюду, хотя и разными темпами: объявленные в городах Большого Урала транспортные реформы без этого, увы, не обходятся. Тем не менее перевозчики, несмотря на попытки сделать из этой услуги бизнес-проект, неустанно жалуются на ее убыточность. Так, в Перми в первом полугодии 2025-го их доход составил 2,6 миллиарда рублей, тогда как расходы - 3,4 миллиарда. При этом повышения качества услуг жители не ощущают, скорее наоборот. Скажем, в Екатеринбурге наземный транспорт ходит по-прежнему неравномерно, поздним вечером его теперь вообще не дождаться, а изменение маршрутов только всех запутало.
Но есть и "пряники": в Тюмени пассажиры, которые станут рассчитываться по QR-коду, получат скидку восемь рублей, а в Екатеринбурге и Челябинске - даже девять. Но действовать она будет только до нового года. К слову, это подарок не от компаний-перевозчиков или местных администраций: скидку предоставляет Национальная система платежных карт для продвижения сервиса СБП.
Андрей Никитин, министр транспорта РФ:
- Наша задача - создать комфортную, безопасную и эффективную среду для пассажиров. Особенно важно развивать обмен опытом между регионами и внедрять лучшие практики. На федеральном уровне мы готовы не только демонстрировать существующие инструменты и решения, но и слышать запросы регионов: что им нужно для успешной работы, какие данные и сервисы наиболее востребованы на местах. Обсудим создание карты цифровых транспортных решений - платформы для обмена опытом и тиражирования самых эффективных технологических решений.