Сахалин изменит баланс между сырьевым экспортом и переработкой углеводородов

До семи предприятий по переработке углеводородов могут появиться в Сахалинской области до 2033 года. Об этом заявлено на полях Международного Дальневосточного энергетического форума, состоявшегося в островном регионе.
В условиях ухода иностранных партнеров нефтегазовая отрасль Сахалина опирается на собственные силы: к открытию международного Дальневосточного энергетического форума был приурочен запуск первого в ДФО предприятия по ремонту газовых турбин и их комплектующих, а также производству специализированного теплотехнического оборудования.
В условиях ухода иностранных партнеров нефтегазовая отрасль Сахалина опирается на собственные силы: к открытию международного Дальневосточного энергетического форума был приурочен запуск первого в ДФО предприятия по ремонту газовых турбин и их комплектующих, а также производству специализированного теплотехнического оборудования. / Правительство Сахалинской области

По словам заместителя министра инвестиций, промышленности и внешних связей Сахалинской области Тимура Ризванова, стратегия развития переработки углеводородов включает пять основных направлений: увеличение объема производства СПГ, строительство нефтеперерабатывающего завода, развитие Восточного водородного кластера, в том числе создание предприятия по производству низкоуглеродного водорода, развитие газохимии, а также малой и среднетоннажной химии.

- Эти направления определены с учетом глобальных трендов и возможностей Сахалина, - отметил замминистра. - К преимуществам региона относятся наличие сырьевой базы и инфраструктуры, близость к азиатским рынкам и возможность строительства прибрежных заводов, более выигрышных по сравнению с материковыми предприятиями, так как не требуются железнодорожные перевозки и трубопроводные поставки. Немаловажный плюс - возможность привлечения рабочей силы. Сахалин - комфортный регион, он находится на одной широте с Ростовом-на-Дону, и здесь есть большой потенциал для притока трудовых ресурсов за счет внутренней миграции.

Как неоднократно подчеркивал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко, перед регионом стоит задача определения баланса между сырьевым экспортом и глубокой переработкой углеводородов. Добычной центр должен стать и точкой передела. Эта концепция основывается на трех китах: сырьевая база, доступные технологии и рынки сбыта. Причем именно последним придается сейчас ключевое значение.

Мировые тренды и рыночная конъюнктура стремительно меняются. Например, при разработке технико-экономического обоснования нефтеперерабатывающего завода на Сахалине в 2021 году исходили из того, что любые излишки произведенных продуктов можно будет экспортировать в Китай. Но спустя четыре года КНР сама стала экспортером нефтепродуктов, особенно авиационного керосина. Другой пример: целый ряд компаний назвал приемлемую цену низкоуглеродного водорода в семь долларов за килограмм, но сегодня китайские и японские потребители не готовы его покупать при стоимости выше 2,5 доллара.

Эти и подобные моменты учитываются при подготовке приоритетных инвестиционных проектов по переработке сахалинских углеводородов. Они разделены на два этапа.

- К первому мы отнесли заводы, где сырьем будут являться нефть, конденсат или газ и где за один-два технологических передела можно произвести товарную продукцию, - пояснил Тимур Ризванов.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

Наиболее высока степень проработки инвестпроекта по производству жидких топлив из газового конденсата Южно-Киринского месторождения. Задача НПЗ - обеспечение доступным топливом потребителей Сахалинской области, а также Колымы, Камчатки, Чукотки и формирование сырьевой базы для нефтехимических производств.

- Приоритетный продукт этого завода - авиационный керосин, который в ближайшие 30 лет не будет иметь альтернативы. Он нужен авиакомпании "Аврора", всей Сахалинской области и удаленным регионам. Второй продукт - дизельное топливо. В угольной отрасли Сахалина работает более 150 "БелАЗов", которые формируют сегодня всю потребность в дизтопливе. Третий - судовое топливо, четвертый - прямогонный бензин, - перечислил Тимур Ризванов.

Причем уникальность сырья с Южно-Киринского месторождения в том, что среднее содержание прямогонного бензина в нем - 65-67 процентов, тогда как в классической нефти - 15-20. Технологические решения позволяют получить из него нужное количество автомобильного бензина для региона и рассматривать остальную нафту как экспортный продукт. Нефтехимический рынок Китая построен на нафте, и эксперты полагают, что в ближайшие 15-30 лет он сможет полностью принять эту фракцию, производимую на Сахалине.

- Все необходимые шаги для принятия инвестиционного решения по нефтеперерабатывающему заводу сделаны, - указал замминистра. - Предстоит еще один этап оценки: нужно будет выполнить дополнительное исследование сырья. Пока, до начала добычи, мы не можем его изучить - оно находится в шельфе под морем, и доступа к нему еще нет.

В первую очередь на Сахалине намерены построить заводы, где сырьем будут являться нефть, конденсат или газ и где за один-два технологических передела можно произвести товарную продукцию

Проект создания завода по производству низкоуглеродного водорода мощностью 35 тысяч тонн в год начинал иностранный партнер, сейчас его ведет "Росатом". Полностью выполнено обоснование инвестиций, но пока нет инвестиционного решения. Чтобы оно было принято, требуются такие действия, как дополнительный маркетинг сбыта продукции, формирование внутреннего спроса за счет транспорта и автономных энергоцентров на водородном топливе, создание рынка углеродных единиц и уточнение критериев низкоуглеродности, согласование сырьевой базы и схемы электроснабжения.

Третий проект ближайшего будущего - производство гаприна, на порядок менее затратный по сравнению с НПЗ и водородным заводом. Гаприн - микробный белок, его получают путем биоферментации природного газа (метана) метанотрофными бактериями. Содержит 70-79 процентов сырого протеина, богат аминокислотами и витаминами группы В. Гаприн используют как кормовую добавку в животноводстве, птицеводстве и аквакультуре, заменяя рыбную муку и соевый шрот.

- Очень интересный проект, для него есть лимиты сырья, земельный участок, отечественные технологии. Мы ведем переговоры с двумя компаниями, чтобы построить первую в России промышленную установку кормовой добавки, получаемой из природного газа, - рассказал Тимур Ризванов. - Это предприятие мощностью до 20 тысяч тонн в год, но на начальном этапе возможно и две-три тысячи. Основной риск вижу в том, что нас опередят другие: если пара-тройка российских регионов начнет выпуск гаприна раньше нас, то на Сахалине этот проект может не реализоваться.

Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

В несколько более отдаленной перспективе в качестве приоритетных инвестпроектов власти Сахалинской области рассматривают четыре производства, нацеленных на глубокую переработку местных углеводородов. Совместно с российскими инвесторами уже проведена часть работы. Так, выполнена предварительная технико-экономическая оценка газохимического комплекса на основе пиролиза этана мощностью до 2,5 миллиона тонн в год (по сырью) и создания производства полиэтилена и полипропилена. Проект экономически эффективный, но, во-первых, не подтверждена сырьевая база, во-вторых, в мире есть риски перепроизводства полиэтилена и полипропилена, поэтому идея пока в проработке.

Нефтехимический комплекс на основе пиролиза нафты (до двух миллионов тонн в год по сырью) позволит получать более широкий ассортимент полимеров, в том числе за счет монетизации смолы пиролиза.

Заводом по производству низкоуглеродного "голубого" аммиака заинтересовался крупный российский инвестор. Наблюдается бурное развитие рынка низкоуглеродного аммиака в качестве топлива. Есть значительный потенциал продажи в Китай и Японию. Сдерживающим фактором инвестпроекта является неподтвержденная сырьевая база.

Наконец, завод по производству карбамида и карбамидно-аммиачной смеси сможет перерабатывать до одного миллиарда кубометров природного газа в год. Для его реализации требуется привлечение профильного инвестора, участника мирового рынка удобрений.