В Уфе зазвучала "Варшавская мелодия"

Премьера "Варшавской мелодии" (режиссер - народная артистка России и Башкортостана Тансулпан Бабичева) состоялась в большом зале уфимского Дома актера. Пьесу советского драматурга Леонида Зорина воплотили артисты театра "Он и Она" Дарья и Василий Вольские.
Театр "Он и Она"

Публика внимала происходящему, затаив дыхание, а в финале не скрывала слез. Многие позже признавались, что шли на спектакль с опаской, сомневаясь, что молодым артистам под силу отыграть этот спектакль. Шутка ли - в течение двух актов удерживать внимание зрителей одними диалогами. Напомним, в пьесе всего два персонажа и нет событий, только разговоры, воспоминания и - любовь. Несмотря на сильное чувство, герои так и не соединили себя союзом. В 1947 году этому помешал закон о запрете браков с иностранцами, а через 10 лет судьба свела и развела их снова.

Фото: Театр "Он и Она"

Пьесу Леонида Зорина ставили и ставят часто в разных театрах. Наверное, самая известная постановка с участием народных артистов СССР Юлии Борисовой и Михаила Ульянова. Как не оказаться в тени мастеров прошлого? Однако Дарья и Василий Вольские сыграли свою "Варшавскую мелодию" так тонко и без фальши, что сравнивать их спектакль с другими кажется неуместным.

Гелена - студентка Московской консерватории, будущая певица, приехала в СССР из Варшавы. Советский гражданин Виктор учится на винодела, он вчерашний солдат, в его жизни была только школа и война. Они из разных слоев общества, из разных стран, по большому счету - из разных миров. Но они притягиваются, возможно, именно из-за непохожести, обогащая друг друга тем, чего им не хватало.

Их отношения возникли случайно благодаря знакомству в Большом зале консерватории, куда Виктор попал впервые и даже не знал, как следует себя вести в таком месте. Но глядя на Гелю, он учится слушать музыку. По мере развития отношений он хочет узнать ее лучше, пытается вникнуть в тонкости польского языка. Она внимательно слушает, как он рассказывает о процессе производства вина и навсегда запоминает фразу "букет создается выдержкой". Их диалоги содержательны и остроумны, при этом ведет в этом тандеме Гелена. Она задает не только тон и ту самую "варшавскую мелодию", но и высокую планку в отношениях. Особенно это ощущается в сцене, в которой Виктор надевает на ее ноги купленные им в подарок туфли. Так прикасаются к чему-то хрупкому, боясь неловким движением что-то нарушить…

Фото: Театр "Он и Она"

Один из зрителей в своем отзыве написал, что Вольские очень точно передали воздух того времени. Предметный мир спектакля небогат - после войны у простых студентов было только самое необходимое. Одеты герои тоже по моде того времени (платья, костюмы и пальто как будто вынуты из бабушкиных сундуков). Расширяют пространство декорации, созданные талантливой молодой художницей Ангелиной Васильевой. На них изображены заснеженные аллеи, и когда свет падает под определенным углом, возникает ощущение 3D.

При этом спектакль не оставляет впечатления чего-то давно ушедшего. Чувства живые и понятны даже тем, у кого в жизни не было подобных ситуаций - расставаний из-за внешних причин и встречи спустя годы. Отсутствие действия как такового не ощущается еще и благодаря аудиоряду. Эффект многомерности создает музыка, тщательно подобранная Дарьей. Вот мы слышим, как рассаживается публика, настраивают иструмены музыканты, конферансье объявляет произведение и наконец раздается музыка Шопена... Вот шумит московская улица... Вот звучит радио... Вот негромко играет музыка в ресторане... А вот Геля поет на польском языке. Песни, конечно, о любви - высокой и порой недостижимой. К слову, у Дарьи хорошие вокальные данные, и то, что в спектакле обходятся без фонограммы, придает ему большую достоверность.

Артисты не просто сыграли, а прожили эту историю. Они ненамного старше своих героев - не так давно закончили учебу в Уфимском государственном институте искусств. И именно в студенчестве впервые сыграли "Варшавскую мелодию". Их педагога - профессора Тансулпан Бабичеву - тогда удивил выбор драматургического материала, который сделала Дарья Вольская. Чем же привлекла современную студентку история, написанная в 1967 году?

Фото: Театр "Он и Она"

"Меня зацепила некоторая схожесть со мной, - говорит Дарья Вольская. - Моя героиня говорит в предпоследней сцене, что мы привыкли думать о завтрашнем дне. Я и сама была человеком, который привык думать уже о завтрашнем дне. Размышляла наперед. Я и молодого человека выбирала сразу на роль мужа. Даже никаких прикосновений рук у нас не было с Василием, пока я не удостоверилась, что он именно тот человек, который мне нужен.

Что еще зацепило в пьесе: у наших героев уважительное отношение друг к другу как к представителям разных национальностей. Он русский, она полячка. Чистота и возвышенность. Хрупкость, наивность, детскость. Я специально сделала Гелену такой. Она строга, но она ребенок, возможно, в детстве не доиграла, потому что началась война. И мне хотелось ее как-то освободить от оков серьезности. С помощью Виктора она и раскрывается как женщина - с грациозной походкой и "рас-чувство-вав-шим-ся взглядом" (произносит по слогам с польским акцентом. - Г.Д.).

На вопрос, сложно ли было переключиться на "польский акцент" и говорить так на протяжении почти двух часов, Дарья ответила, что это далось уже со второй попытки. Кстати, по ходу работы она выяснила, что у нее самой польские корни.

Однако спектакль мог и не состояться, потому что поначалу Василий пьесу не принимал.

"Я ее читал и не мог понять, о чем она вообще, в чем актуальность, где действие, как это ставить? Но я видел, что Даша горит этой работой. Она очень тонкая натура, глубокая личность и хорошо чувствует нюансы. Ко мне это все тоже пришло, но позже, когда мы разбирали каждую сцену. Мы много репетировали, причем везде - дома, в институте, в магазине, на прогулке. Эти герои очень похожи на нас. Как сказала Геля в спектакле, "я думала, у нас будет легкий роман". Конечно, она пошутила, ее это задело. И у нас с Дашей не было намерения легкого романа. У нас тоже сразу были серьезные намерения. Конечно, есть некоторая сложность в том, что у тебя схожая история, ведь играть надо в других обстоятельствах".

Финал в спектакле сделан открытым, последнюю сцену, когда герои встречаются еще через 10 лет, убрали. Поэтому у зрителей остается надежда, что история закончится не так болезненно. Может быть, они снова встретятся и теперь уже останутся вместе?

Кстати

Примечательно, что задачи создать свой театр, а потом подбирать репертуар, у Вольских не было. Театр "Он и Она" родился из "Варшавской мелодии", когда появилась потребность поделиться со зрителями тем, что волнует. Следующей работой Дарьи и Василия станет спектакль об одиночестве. Зрители увидят его в следующем году.

В тему

Василия Вольского уфимская публика знает по работе в Башкирском государственном театре кукол. Сейчас артист уже не в штате "Куколки", но продолжает играть в спектаклях, в которых был занят.