
Конструкторское бюро из Санкт-Петербурга нашло исторические фото. Оказывается, здание фирмы "Кунст и Альберс" в стиле романтического модерна присоединили в 30-е годы к торговому дому "Бриннер, Кузнецов и Ко", построив между ними четырехэтажную вставку. В 1957 году торговому дому добавили еще два этажа, демонтировав историческую мансарду. Долгие годы там работало медучреждение для партийной и хозяйственной номенклатуры. Несколько лет назад здание передали под музей.
"Мы решили восстановить историческую справедливость - удалить советскую постройку, сохранив само пространство, чтобы разместить там часть необходимых музею современных коммуникаций. Вместо кирпичных стен будет стеклянный атриум, открывающий вид на сквер во внутреннем дворике. Визуально здания будут смотреться отдельно", - рассказал руководитель направления реставрации архитектурного бюро "Студия44" Григорий Иванов.
Он пояснил, что придется сохранить надстройку на торговом доме Бриннера, так как будущему музею нужны площади, но решено убрать излишний декор, которым ее "украсили", чтобы видна была разница между исторической и новой частью. Свой прежний вид вернет небольшой чайный домик в сквере, там будет кафе.

Рассказ продолжила архитектор Иляна Доника. Она и ее коллеги при проектировании опирались на узнаваемые образы Эрмитажа - входную аркаду, Висячие сады Малого Эрмитажа, Иорданскую лестницу и анфиладное расположение помещений.
"Несмотря на то, что здания строились для разных целей, как оказалось, все эти элементы, с поправкой на масштаб, можно воплотить. Если смотреть со стороны площади на здание торгового дома Бриннера, там есть аркада, мы решили сделать здесь главный вход в Эрмитаж. Нашлось место и для парадной лестницы, напоминающей Иорданскую в главном корпусе. Что касается анфилад, в административном здании "Кунст и Альберс" как раз такое расположение помещений", - рассказала Иляна Доника.
Кроме экспозиционных залов в комплексе предусмотрено место для административных и служебных помещений, библиотеки, художественных мастерских, лекционного зала. Общая площадь - 4,5 тысячи квадратных метров. Во внутреннем дворе будет современная пристройка для лифта и других коммуникаций.
"Мы живем в реальностях другого века, невозможно приспосабливать старые дома под современное использование без интеграции с новым. Мы в Петербурге боремся с имитацией архитектуры под старину. Никто не сможет построить здание в стиле классицизма, как раньше. Да и не нужно этого делать", - сказал Григорий Иванов.
Важно вписать музей в окружающее его пространство, и тут рядом с ним странно выглядит небольшое одноэтажное здание. Оказывается, оно не вошло в зону проектирования, у него другой собственник.

"Нужно что-то делать с этим домиком, избавляться от него, чтобы раскрыть историческое ощущение и визуальный потенциал этого места", - горячо прокомментировал ситуацию Григорий Иванов.
К слову, на презентацию проекта зал заполонили студенты - будущие архитекторы задавали вопросы. Не все согласились с идеей атриума. Аргумент - историческое здание в центре города, которое больше 20 лет назад "украсили" два стеклянных этажа, многим не нравится.
"Стекла будут использованы не зеркальные, а прозрачные, образ будет узнаваемым и вызовет дополнительный интерес для посещения музея. Сейчас из стекла можно делать потрясающе красивые здания", - выступила в защиту атриума соавтор проекта Иляна Доника.
Позже на пресс-конференции этот вопрос прокомментировал замдиректора по эксплуатации Государственного Эрмитажа Алексей Богданов. Он признал, что уродливое здание портит перспективу, придется договариваться о сносе с владельцами.