В Кыргызстане возрождают внутреннее авиасообщение

В Кыргызстане восстанавливают внутренние авиалинии, от которых республика вынужденно отказалась после распада СССР. В республике модернизируют аэропорты и расширяют авиапарк, чтобы связать воздушным сообщением как отдаленные регионы, так и населенные пункты, призванные в будущем стать важными узлами транспортной сети.

Сразу два внутренних аэропорта возобновили работу в первой декаде сентября. В торжественной церемонии открытия обоих принял участие глава республики Садыр Жапаров.

Один из аэропортов, возобновивших работу, расположен на высоте 2000 метров над уровнем моря у города Нарын - административного центра самой высокогорной области республики. Этот важный объект появился на карте Кыргызстана еще в 1930-х годах. Сначала как посадочная площадка на окраине города. К середине 1970-х аэропорт уже обзавелся современным зданием, взлетно-посадочной полосой, рулежными дорожками и сопутствующей инфраструктурой, что превратило его в один из ключевых транспортных узлов региона. Отсюда осуществлялись регулярные рейсы в несколько городов республики, включая Ош и Джалал-Абад.

К концу 1990-х регулярное пассажирское сообщение с Нарыном было прервано в силу нескольких причин - дороговизны билетов, старения авиапарка и инфраструктуры. С тех пор добраться до города из столицы было возможно только автотранспортом. Путь от Бишкека до Нарына отнимал минимум шесть часов по сложной дороге, пробитой через несколько перевалов.

Возобновилось авиасообщение с горным городом четверть с лишним века спустя. 4 сентября здесь приземлился первый за многие годы пассажирский самолет, а затем сюда прибыл литерный рейс с главой республики на борту.

- Даст бог, с сегодняшнего дня рейсы Бишкек-Нарын и Нарын-Бишкек запускаются на постоянной основе, - поздравил местных жителей Садыр Жапаров.

Воздушная гавань Нарына возобновила работу после масштабной реконструкции. Она обзавелась новым зданием аэровокзала площадью 500 квадратных метров. Полностью отремонтировали и взлетно-посадочную полосу. Пассажирские самолеты из Бишкека будут прибывать сюда раз в неделю, а стоимость полета, по данным государственной авиакомпании, составит всего 2100 сомов. Время в пути сократилось до получаса.

Одновременно с аэропортом Нарына возобновила работу еще одна горная воздушная гавань - у села Казарман. Она также ведет историю с первой половины прошлого века и некогда создавалась, чтобы связать с миром район, в котором активно осваивались месторождения полезных ископаемых, и в том числе золота. У села Казарман вырос известный на всю республику рудник. Так что некоторое время спустя населенный пункт обзавелся современным аэровокзалом и взлетно-посадочной полосой, способной принимать не только грузовые самолеты, но и регулярные пассажирские рейсы.

В 1990-е годы по вышеперечисленным причинам воздушное сообщение с Казарманом, увы, также было прервано вплоть до 2026 года. Как и в случае с нарынским аэропортом, чтобы возобновить пассажирские рейсы по этому направлению, понадобилась масштабная модернизация.

- Теперь новые аэропорты Нарына и Казармана свяжут местных жителей со всем Кыргызстаном, - заявил президент КР Садыр Жапаров. - Это ключевые транспортные хабы в горной местности. С вводом в эксплуатацию этих объектов улучшится транспортная инфраструктура труднодоступных регионов и повысится инвестиционная привлекательность отдаленных районов страны.

Оба аэропорта, впрочем, призваны стать частью не только внутренней транспортной сети, но и, как предполагается, важным отрезком нового международного воздушного коридора. Такую возможность, по крайней мере, открывает соглашение с Китаем, одобренное властями Кыргызстана несколько недель назад. По данным официальных источников, новый авиамаршрут, который свяжет КНР с югом СНГ через Нарынскую область, начнет работу 30 октября.

- С запуском этого коридора время полета из Кашгара (КНР) в аэропорты Центральной Азии сократится вдвое, - утверждает Садыр Жапаров. - Транзитный потенциал нашей республики расширится, и страна превратится в стратегический мост. А с началом строительства железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, потенциал этого коридора возрастет.

В Госагентстве гражданской авиации Кыргызстана, в свою очередь, сообщают об открытии еще одного направления, частью которого также станет региональный аэропорт КР. Речь в этом случае идет уже о воздушной гавани города Каракола - административной столицы Иссык-Кульской области. Сюда начнут прибывать рейсы из Алматы - крупнейшего города Казахстана. Соответствующее соглашение уже подписано профильными ведомствами двух стран.

- Маршрут соответствует международным стандартам, - сообщают в Госагентстве гражданской авиации КР. - Он разработан с учетом современных требований ИКАО и навигационной спецификации, обеспечивающих безопасность и эффективность полетов в горных условиях.

Рейс между Алматы и Караколом, как отмечается, возродит маршрут, существовавший еще в 1970-е годы. Воздушная трасса пройдет над перевалом Санташ и вблизи пограничных пунктов в местности Каркыра. Направление призвано не только улучшить транспортные возможности двух стран, но и призвано стимулировать развитие туризма. Иссык-Куль остается излюбленным местом отдыха у жителей Алматы и южного Казахстана.

Вместе с тем

На следующей неделе - 7 октября - делегация Госагентства гражданской авиации КР проведет переговоры с Еврокомиссией о выводе местных воздушных перевозчиков из "черного списка" ЕС. Авиакомпании республики попали в него в 2006 году из-за слабого обеспечения безопасности полетов и надзора со стороны профильных структур.

Как утверждают в правительстве КР, с тех пор Кыргызстан значительно улучшил свои позиции и прошел несколько аудитов ИКАО.

- В Брюсселе наша делегация представит европейской стороне информацию о всех реализованных в КР реформах и принятых мерах, - заявил в парламенте КР заместитель директора Госагентства гражданской авиации Канат Тологонов. - В декабре Еврокомиссия проведет в КР финальный аудит, по результатам которого в мае 2026 года будет принято решение по выводу Кыргызстана из черного списка Евросоюза. По сути, мы находимся на последнем этапе выхода из "черного списка" ЕС.