
Но, хотя мы и видим точечные положительные сигналы в адрес оценочного сообщества со стороны регулятора, ситуация в масштабах отрасли по-прежнему остается весьма напряженной. До сих пор не во всех регионах России организованы площадки по сдаче экзамена, по-прежнему отсутствует возможность дистанционной сдачи экзамена, количество вопросов на экзаменах не соответствует времени, которое отводится на его сдачу. Кроме того, нет никакой поддержки для социально уязвимых категорий населения - беременных женщин и лиц, находящихся в декретном отпуске, для лиц, не имеющих возможности сдавать экзамен по состоянию здоровья.
Так, по официальным публичным данным ФБУ "Федеральный ресурсный центр", который осуществляет экзаменацию оценщиков и выдачу квалаттестатов, по состоянию на середину августа 2025 года в России было всего 8680 оценщиков, имеющих не менее одного квалаттестата со сроком действия не менее трех месяцев, при этом универсальных оценщиков, имеющих все три квалаттестата по направлениям "Оценка недвижимости", "Оценка движимого имущества", "Оценка бизнеса", насчитывалось 1225 человек.
Это крайне маленькие цифры, учитывая количество ежегодно совершаемых сделок с имуществом, сопровождающихся оценкой стоимости, уровень деловой активности и те стратегические задачи, которые сегодня стоят перед нашим государством.
Учитывая текущую обстановку, мы в СРО "Союз "Федерация Специалистов Оценщиков" активно поддерживаем наших оценщиков, разрабатывая программы освобождения от членских взносов, а также проводя обучающие мероприятия и оказывая методическую помощь.
Вместе с этим Минэкономразвития России в 2024-2025 годах демонстрировало готовность к диалогу с оценочным сообществом (сейчас он происходит на площадке Совета Федерации), в рамках которого рассматривается вариант введения в практику облегченного формата пересдачи экзамена только по юридическим новеллам. В июле 2025 года были анонсированы 4 новых региона, где можно будет сдать квалэкзамен: Воронеж, Краснодар, Симферополь, Калининград. Также, по результатам успешной плановой проверки Росреестра, которую СРО "СФСО" прошла в апреле текущего года, мы увидели поддержку нашей позиции не лишать оценщиков членства в СРО, если они не имеют квалаттестата, но при этом предпринимают активные действия, направленные на его получение. Все это говорит о наметившихся положительных тенденциях в вопросах реформирования системы сдачи квалэкзаменов в стране.
В настоящее время проблема дефицита кадров решается многими компаниями за счет автоматизации всех процессов оказания оценочной услуги, аналитики больших данных и, конечно же, использования нейросетей, которые уже сейчас способны существенно облегчить процесс сбора и анализа рыночной информации. Сегодня использование ИИ - это уже не дань моде, а реальный инструмент снижения себестоимости и затрат, а также способ повысить качество и достоверность оценки.
С точки зрения законодательного реформирования оценочная отрасль в 2024-2025 годах замерла в ожидании принятия поправок в закон об оценке в части повышения требований к оценщикам и оценочным компаниям, намеренным оценивать государственное и муниципальное имущество. Соответствующий законопроект еще в 2024 году прошел первое чтение, однако так и не был принят до настоящего момента.
Аналогичная ситуация сложилась и с законопроектом в рамках функционирования единого рынка услуг Евразийского экономического союза, который также не был принят, в связи с чем единый рынок услуг по оценке имущества так и не заработал.
Принятие данных законопроектов, безусловно, повлияет на перераспределение портфеля заказов между ключевыми игроками, а также откроет дополнительные возможности для оценочных компаний по увеличению своего территориального присутствия в странах ЕАЭС. Тенденция на увеличение емкости рынка также возможна и за счет роста вовлеченности в оборот объектов интеллектуальной собственности, которая наблюдается в последние годы.
Так или иначе, очевидно, что сегодня оценщику мало хорошо знать и уметь применять федеральные стандарты оценки, нужно углублять свою специализацию и предлагать клиенту комплексную глубокую экспертизу, оказывая целый пакет сопутствующих услуг, таких как аудит, предпродажная подготовка объектов или юридическое сопровождение, в том числе судебное, выявление и оценка экономических, правовых, технических, налоговых, административных и иных видов рисков деятельности объекта. Только такой системный подход к решению задач клиентов позволит повысить конкурентоспособность оценочного бизнеса.
СРО оценщиков как институт сегодня также активно вовлекается в процессы оказания консалтинговых услуг и судебной оценочной экспертизы, далеко выходя за рамки одной лишь экспертизы отчетов об оценке. В итоге в крупные проекты оценочные компании, как правило, идут совместно с СРО, членами которой являются ее оценщики, что позволяет предоставить клиенту профессиональную экспертизу и методическую поддержку на всех этапах оказания оценочной услуги. Особенно это актуально для проектов по оценке в рамках реализации инвестиционных контрактов, комплексного развития территорий, изъятия для государственных и муниципальных нужд, где высоки перспективы дальнейшего судебного урегулирования стоимостных вопросов.
