Как отмена льготного утильсбора на мощные автомобили изменит рынок

С 1 ноября в России планируют обновить правила расчета утилизационного сбора на легковые автомобили. Действующий льготный тариф для физических лиц, которые ввозят машину в страну не для перепродажи, собираются привязать к мощности ее двигателя. Если она превышает 160 лошадиных сил, покупатель, как предполагается, будет платить полный утильсбор. В итоге его размер в некоторых случаях может вырасти в сотни раз. Опрошенные "РГ" эксперты считают, что изменения приведут к росту цен и перераспределению спроса на авторынке.

Нововведение может коснуться и тех, кто уже приобрел авто, но еще не внес за него этот обязательный платеж. Петербурженка Анастасия Дудкина 3 сентября оплатила немецкий кроссовер BMW X3 xDrive 20i в Южной Корее.

- Мы долго искали хороший автомобиль, который будет по карману нашей семье. Но наше приобретение - 2023 года выпуска, и ввезти его в Россию по льготной таможенной пошлине можно будет только в 2026-м, когда ему исполнится три года. Поэтому мы пошли на риск и до тех пор оставили машину на стоянке временного хранения в Корее. А вскоре появилась информация о том, что льготный утильсбор для физических лиц при покупке автомобиля такой мощности хотят отменить. Если сейчас для нас он составляет всего пять тысяч рублей, то с ноября надо будет внести полтора миллиона. Но мы не закладывали такую сумму в расходы, - поясняет Анастасия.

По ее мнению, для тех покупателей, которые оказались в такой же ситуации, необходимо ввести переходный период. С этим согласен и председатель Всероссийского общества автомобилистов, член Общественной палаты РФ Валерий Солдунов.

- Вероятнее всего, купившим машину до повышения утильсбора оставят возможность внести его по прежним правилам. Что же касается самих изменений, то, с одной стороны, любое повышение затрат автомобилистами воспринимается негативно, потому что от этого страдает их семейный бюджет. С другой стороны, большинство машин, которые мы видим на улицах, укладываются в диапазон мощности до 160 лошадиных сил. Поэтому довольно странно слышать утверждения о том, что из-за отмены льгот пострадают самые популярные модели. Речь идет о дорогих автомобилях, которых ввозится ничтожно мало по сравнению со всем парком, - отмечает эксперт.

Однако планку мощности, как полагает Валерий Солдунов, можно было бы поднять повыше - до 200 лошадиных сил, тогда под льготные условия попали бы многие востребованные "китайцы".

- Но, судя по всему, нововведение призвано ограничить параллельный импорт, поскольку есть вопросы к наличию запчастей для некоторых ввозимых автомобилей. Да и в целом с ними могут возникнуть проблемы, поскольку они не предназначены для российского рынка. Ограничение приведет к переключению спроса на новые, официально импортируемые в Россию транспортные средства. При этом цены повысятся как на бывшие в употреблении, так и на только что сошедшие с конвейера автомобили, - прогнозирует Валерий Солдунов.

После того как утильсбор для физлиц на мощные модели уравняют с коммерческим, рост цен на такие иномарки составит до 20 процентов, считает генеральный директор компании "Мой Автопрокат" Дмитрий Матвеев. По этой причине перед 1 ноября в автосалоны могут потянуться даже те, кто не планировал приобретать новую машину в ближайшей перспективе.

- Как следствие, подорожают все автомобили, и в том числе отечественные. Какие-то из популярных премиум-моделей могут и вовсе исчезнуть с российского рынка. На мой взгляд, идет нормальный процесс. Наша страна прошла этап массового ввоза чего угодно и под каким угодно брендом. В итоге образовался костяк сильных марок, которые с 2019 года под давлением конкуренции показали большой рост качества своей продукции. Вместе с тем многие крупные производители собирают машины у нас. Если есть острая необходимость в автомобиле и возможность его купить, лучше сделать это здесь и сейчас, - рекомендует специалист.

Размер утильсбора может вырасти сразу в сотни раз

- Мы ожидаем резкое сокращение объемов ввоза по параллельному импорту, - добавляет управляющий директор департамента по работе с автодилерами и автопроизводителями "Ренессанс страхование" Елена Сафонова. - Для тех, кто рассматривал возможность покупки мощного европейского автомобиля через параллельный импорт, окно возможностей закрывается. Реализация таких планов требует максимально оперативных действий до вступления новых норм в силу.

Новые тарифы могут привести к сокращению модельного ряда и снижению доступности некоторых иномарок, так как производители и дилеры могут отказаться от поставок менее популярных моделей из-за высокой утилизационной нагрузки, делится прогнозом директор департамента развития продаж Интерлизинга Анна Голикова.

По данным Минпромторга РФ, машины с мощностью двигателя до 160 "лошадей" составляют около 88 процентов от общего объема автопарка, зарегистрированного в стране за последние пять лет, подчеркивает младший партнер консалтинговой компании TRIADA Partners Андрей Орлов. После отмены льготы спрос на мощные автомобили, скорее всего, значительно упадет. Основными бенефициарами этого станут бренды, сумевшие локализовать производство в России. А отечественная модель с двигателем более 160 лошадиных сил станет практически безальтернативным вариантом в своей ценовой категории.

- Также произойдет изменение структуры импорта: продавцы авто переориентируются на ввоз менее мощных, но более насыщенных различными опциями комплектаций. При этом они могут отказаться от импорта подержанных мощных автомобилей, - делится информацией эксперт.

Новые правила расчета утильсбора также затронут электромобили и гибриды. Для сохранения льготной ставки они должны быть не мощнее 80 лошадиных сил. Это коснется прежде всего премиальных моделей из КНР, которые были довольно популярны у российских покупателей, предполагает генеральный директор компании "Системы автономной энергии" Антон Мухин.

- Экологичность и качество этих машин отлично сочетались с приемлемым ценником, но теперь их конечная стоимость может взлететь с 500 тысяч до двух миллионов рублей в зависимости от мощности силовой установки. Ввозить такие авто станет просто невыгодно. Часть покупателей - приверженцев гибридов и электрокаров - отдаст предпочтение "местным" локализованным маркам. Это может стать импульсом для расширения модельного ряда. В результате рынок "зеленых" авто в стране начнет серьезно меняться, - полагает специалист.

Основной плюс данной меры - ее фискальная эффективность для государства, отмечает генеральный директор компании Frank Auto Ирина Франк. Она позволяет увеличить поступления в бюджет с тех категорий автомобилей, покупатели которых обладают высокой платежеспособностью, и при этом не оказывать чрезмерного давления на массового потребителя. По мнению эксперта, это попытка соблюсти баланс.

- Однако минусы весьма существенны. Главный из них - искусственное ограничение выбора для потребителей. Помимо прочего, это может замедлить обновление автопарка, так как владельцы мощных подержанных иномарок станут откладывать их замену из-за возросшей стоимости, - считает Ирина Франк.

С учетом заложенной ежегодной индексации ставки утильсбора на 10-20 процентов, ввозить автомобиль из-за рубежа в Россию к 2030 году будет экономически нецелесообразно, прогнозирует директор по административно-хозяйственной деятельности ООО "Байкал-Сервис ТК" Александр Разин. По его мнению, это повлечет косвенный отложенный эффект: снижение импорта в долгосрочной перспективе начнет приводить к старению автопарка и, как следствие, увеличению и удорожанию рынка автозапчастей.

Но новые правила расчета утильсбора пока не приняты. Эксперты делают предположения на основе проекта соответствующего документа.

Справка "РГ"

Утилизационный сбор в России был введен в 2012 году. Он выплачивается один раз за каждый автомобиль, произведенный в стране или ввезенный на ее территорию. Цель платежа - переработка транспортного средства после его выхода из строя. В 2026 году доходы бюджета от утильсбора планируется увеличить на 46 процентов - до 1,65 триллиона рублей.