Число внебюджетных мест в вузах будет регулироваться ежегодно

Школьники выпускных классов и их родители уже волнуются: вводимые новые правила о предельном количестве мест на платных программах вузов, возможно, создадут ситуацию с появлением ощутимого конкурса на внебюджетные места. И даже в тех вузах, по тем направлениям и специальностям, где конкуренции на "платку" и не было. Что в этом плане ожидать от приемной кампании следующего года?

Напомним, что некоторые ограничения уже были введены в минувшую приемную кампанию. Вузы должны были заранее определиться с максимальным числом внебюджетных мест. Превысить контрольную цифру (в случае большего спроса, чем ожидалось) они уже не могли.

Теперь обратимся к проекту самого постановления, которое вот-вот должны подписать на государственном уровне.

Максимальное количество внебюджетных мест будет согласовывать межведомственная рабочая группа при конкурсной комиссии Минобрнауки. До 31 декабря контрольные цифры Минобрнауки утверждает окончательно. Но до этого срока должны пройти важные этапы. До 5 ноября до вузов доведут предложения о предельном числе мест. В течение пяти дней вуз сможет подать свои предложения. Они могут быть приняты, могут и нет. Так или иначе, но к концу года вуз получит цифры по предельно допустимому числу платников.

Итак, к чему же готовиться?

- Да, я понимаю беспокойство и ребят, и родителей, и руководства вузов. Подчеркну: решение регулировать на уровне государства прием на внебюджетные места - не спонтанное, ему предшествовала большая работа. И она направлена на повышение качества образования и снижение дефицита квалифицированных кадров в ряде отраслей. Но регулирование - не синоним слова "снижение". Да, были предположения, что ощутимые изменения коснутся экономических, юридических, да и в целом гуманитарных направлений. Но все же прекрасно осознают: если вузы серьезно ограничить в приеме внебюджетников, то университеты и институты лишатся ощутимых доходов. Я уверен, баланс будет соблюден. Уважающие себя вузы никогда и не принимали на внебюджетной основе больше, чем могли. Четко были просчитаны возможности по аудиториям, лабораториям, научному оборудованию, преподавательскому составу. Если институт, например, мог принять 150 человек по такому-то направлению, причем 90 мест были бюджетными, то руководство вуза четко понимало: 60 внебюджетных мест - это максимум. К тому же если предел по платникам 60, то это не означает, что каждый год их будет 60. В какой-то год 45, в какой-то 60, - пояснил Алексей Демидов, председатель Совета ректоров вузов Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Сами вузы ждут "часа Х", то есть 5 ноября, когда им спустят предполагаемые цифры по максимально возможному приему внебюджетников.

- Честно признаюсь - беспокоимся за блок экономического направления. Наш вуз не самый большой, и доход от платногообучения, а это примерно 300 миллионов в год, существен. Но будем решать вопросы по мере поступления. Позицию государства можно понять: не секрет, что есть перекосы в подготовке кадров, и это неправильно. Но только регулированием приема в вузах проблему не решить: нужны изменения в школе. Нужно мотивировать и ребят, и родителей исходить из того, какие специалисты нужны государству. Нужно больше инженеров? Изучайте в школе физику, математику, - подчеркивает Андрей Шевчик, ректор Санкт-Петербургского государственного технологического института.

Он также обращает внимание на тот факт, что постановление о предельно допустимых цифрах платного приема будет действовать только на приемную кампанию 2026-27 учебного года. Затем будет проводиться анализ кампании и на год следующий внесут коррективы. То есть не будет так: если сейчас 50 мест, то эти 50 мест будут всегда. Их может стать больше или меньше.

- Мы ожидаем, что после реализации закона продолжится тенденция роста популярности инженерных направлений подготовки и дальнейший рост конкурса, так как еще большее количество выпускников школ будут ориентироваться на сигналы государства и выбирать для сдачи ЕГЭ физику и информатику. Уже в текущем году на большинство направлений платного приема у нас был довольно высокий конкурс, что позволило сформировать контингент студентов первого курса с высоким баллом ЕГЭ. И их трудоустройство не вызывает беспокойства ни в плане заработной платы, ни в плане трудоустройства именно по специальности, так как доля трудоустроенных наших выпускников в 2024 году составила 84 процента, - сказала Юлия Антохина, ректор ГУАПа.

Родителей одиннадцатиклассников не покидает тревога. Что если чадо вообще не сможет поступить в вуз?

- Если сын не поступит на бюджет, будем думать о платном образовании. Если не пройдет в вуз, который выбрал, пойдет в другой, где есть аналогичная специальность. Но если баллы ЕГЭ окажутся низкими и будет реальный конкурс и на внебюджетные места, то возможно, придется рассмотреть варианты менее престижных вузов в небольших городах, - поделилась планами Евгения Семеновна, мать одиннадцатиклассника.

Мнение

Дмитрий Солонников, политолог, директор Института современного государственного развития:

- Вообще не понимаю, почему нужно ограничивать возможности получения платного образования. Если люди могут и хотят оплачивать обучение детей - нужно дать им эту возможность. Ровно как и получение второго высшего образования. Даже если потом и не пойдут работать по специальности, полученной в вузе. Не нужно сравнивать с временами СССР, когда не было рыночной экономики. Мы живем в других реалиях.

На мой взгляд, нужно другое: жесткий контроль качества образования. Что объясняют на лекциях, как, кто, достаточно ли современного оборудования, практических занятий и прочее. Немаловажный фактор - зарплата. Не должно быть так, чтобы зарплата ректора была на порядки выше, чем у преподавателя.

СЗФО