Китай снижает импорт сжиженного газа, заменяя его трубным из России

В сентябре 2025 года импорт Китаем сжиженного природного газа (СПГ) упал по сравнению с сентябрем прошлого года на 22%, до 5,4 млн тонн. Снижение Китаем закупок СПГ (год к году) фиксируется уже одиннадцатый месяц подряд. Такие данные приводит Bloomberg со ссылкой на Kpler.
Из-за возобновляемых источников энергии в Китае снизился спрос на газ.
Из-за возобновляемых источников энергии в Китае снизился спрос на газ. / REUTERS

Ранее ожидалось, что спрос на газ в Китае в этом году будет основным драйвером роста поставок СПГ на рынок. Более того, по данным Международной группы импортеров сжиженного газа (GIIGNL), Китай уже несколько лет крупнейший импортер СПГ в мире. В прошлом году Поднебесная купила 78,7 млн тонн СПГ. Ближайший конкурент - Япония, импортировавшая 66,2 млн тонн. Весь Евросоюз за прошлый год импортировал СПГ немногим больше, чем один Китай, - 80,3 млн тонн.

Снижение поставок наложилось на отказ Китая от закупок американского СПГ из-за обострения тарифных войн с США. Но назвать это причиной падения импорта нельзя, поскольку американский СПГ поставлялся в Китай в весьма незначительных объемах, за весь прошлый год - всего 5,2 млн тонн, то есть меньше, чем Пекин импортировал в этом сентябре.

По словам руководителя направления мировых рынков департамента по консалтингу в нефтегазовой отрасли "Аналитического центра ТЭК" Алмаза Ихсанова, за 8 месяцев этого года импорт СПГ Китаем снизился по сравнению с тем же периодом прошлого года на 18%, до 42 млн тонн. Это обусловлено рядом факторов, ключевой из которых - рост предложения газа из других источников, а именно добычи внутри страны и импорта газа по трубам. Собственная добыча увеличилась на 6,2% по сравнению с прошлым годом (до 174 млрд кубометров в январе - августе), несмотря на то что существенная ее часть приходится на трудноизвлекаемые запасы, сланцы и шельф. Одновременно трубопроводные поставки газа находятся на рекордных уровнях за счет роста импорта из России по "Силе Сибири": за 8 месяцев текущего года поставки выросли примерно на треть.

Как уточняет замглавы Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач, говорить о снижении 11 месяцев подряд не совсем корректно. Только если к уровню прошлого года. А с апреля по август закупки СПГ Китаем росли и некоторые месяцы были очень близки к прошлогодним показателям.

Что касается общего снижения, то здесь, как всегда, комплекс факторов. Зимой китайцы, судя по всему, активно зарабатывали на перепродаже СПГ в Европу, когда там цены были в 1,5 раза выше, чем на азиатском рынке. Рост поставок по "Силе Сибири" из России помогал им в этом, как и в отказе от импорта американского СПГ на фоне тарифных разногласий Вашингтоном. Плюс есть некоторое замедление экономики и международной торговли на фоне тех же тарифных войн и геополитической турбулентности, это сдерживает и энергетические потребности Китая, в том числе роста спроса на газ в этом году почти нет, поясняет эксперт.

Руководитель проектов консалтинговой компании "Имплемента" Иван Тимонин также указывает, что помимо "Силы Сибири", вышедшей на проектную мощность в 2024 году, в Китай поступали стабильные объемы газа из Центральной Азии. Кроме того, некоторое замедление экономического роста в Китае вместе с развитием ВИЭ снизило дополнительный спрос на газ. А на фоне относительно высоких цен на СПГ в споте (по быстрым биржевым контрактам) китайские компании предпочитают более дешевые долгосрочные трубопроводные контракты.

Поставки газа по трубе из России выгоднее Китаю, чем импорт сжиженного газа из США

При этом, по мнению Тимонина, политический фактор и напряженность в отношениях с США обуславливают осторожность Пекина в отношении американского СПГ, но не являются основным драйвером снижения импорта. Реэкспорт в Европу имеет место, но это скорее эпизодическая реакция на ценовую конъюнктуру, а не стратегический фактор китайской энергетики, считает эксперт.

При этом Ихсанов подчеркивает, что Китай не стал потреблять меньше газа: наоборот, в этом году наблюдается рост потребления на 1,5%, до 275 млрд кубометров за 8 месяцев 2025 года. Но спрос в этом году растет менее активно, чем ожидалось, в том числе на фоне более умеренной прошедшей зимы и не такого жаркого лета текущего года, которые также внесли свои корректировки и снизили потребность в импорте СПГ.

К этому можно добавить, что российский СПГ Китай продолжает покупать, в том числе находящийся под санкциями США. По сообщениям Reuters, 30 сентября в китайский порт Бэйхай зашел уже седьмой танкер с газом с подсанкционного российского проекта "Арктик СПГ 2". Если груз будет принят, то только с этого завода поставки нашего СПГ в Китай приблизятся к уровню 500 тыс. тонн.

Но рассчитывать на длительное сохранение удачного для российского газа геополитического расклада, то есть торговой войны Пекина и Вашингтона, все же не стоит. С другой стороны, как замечает Гривач, если торговая сделка США и Китая состоится, это даст возможность устойчивого роста экономики КНР и возвращение двузначных темпов роста спроса на газ, которые мы видели на протяжении многих последних лет. Китай легко может удвоить потребление газа, поглотив как дополнительные объемы трубопроводного газа, так и значительную часть нового предложения на глобальном рынке СПГ. По трубопроводному импорту газа вариантов у Китая не так много - Россия и, может быть, Туркменистан.

С точки зрения Тимонина, в краткосрочной перспективе тенденция снижения доли СПГ на газовом рынке Китая, вероятно, сохранится: спрос остается умеренным, а трубопроводные поставки обеспечивают стабильность и ценовое преимущество. Если соглашение Китая и США будет достигнуто и Пекин возьмет на себя обязательства по закупке американского СПГ, то для освобождения места в балансе он, скорее всего, снизит закупки сжиженного газа у альтернативных поставщиков по гибким контрактам. Другой вариант - нарастит объемы реэкспорта СПГ. Трубопроводные поставки сокращать значительно сложнее и менее целесообразно: они юридически закреплены, экономически выгоднее и отвечают стратегической задаче диверсификации в пользу сухопутных маршрутов, уточняет эксперт.

По словам Ихсанова, учитывая прогнозируемый рост спроса и ограниченный потенциал прироста внутренней добычи в стране, к 2035 году импортная ниша в Китае может вырасти более чем на 100 млрд кубометров, которую страна будет закрывать посредством увеличения импорта газа как в виде СПГ, так и по трубопроводам.

На полях саммита ШОС между Россией и Китаем были достигнуты договоренности об увеличении поставок по "Силе Сибири" и "Дальневосточному маршруту" до 56 млрд кубометров в год с текущих 38 млрд кубометров. Одновременно идет проработка вопроса строительства газопровода "Сила Сибири-2". Таким образом, суммарные объемы поставок трубопроводного газа в КНР из России могут превысить 100 млрд куб. м. Учитывая географическую близость двух стран и низкую себестоимость газа при волатильности мировых цен на него, поставки из России могут сыграть ключевую роль в удовлетворении растущего спроса, считает эксперт.

Здесь стоит заметить, что Китай не позволяет какому-то поставщику энергоресурсов занять главенствующее положение на своем рынке. Пекин целенаправленно диверсифицирует поставки, даже иногда в ущерб экономике. Да и нельзя сказать, что Китай совсем не реагирует на санкции США и ЕС. Это его крупнейшие торговые партнеры, и не обращать внимания на их рестрикции Пекин не может. К примеру, открыто покупать иранскую нефть китайские компании не решаются. Другой пример: портовый центр Shandong Port Group, объединяющий крупнейшие нефтеналивные терминалы на восточном побережье Китая, с 1 ноября фактически ограничивает вход в порт судов теневого флота. Как сообщает Reuters, вводится запрет на вход в порт танкеров, не имеющих международных сертификатов и номеров Международной морской организации, а также танкеров с поддельными или просроченными сертификатами и номерами. Под него попадают все танкеры старше 31 года. Понятно, что суда с российской нефтью будут перенаправлены в другие порты, но сложности такая политика создает.