Целительные свойства фильма "Филателия": В прокат вышла прощальная картина режиссера Натальи Назаровой

"Драмеди о нас". Фильм "Филателия" вышел в прокат
В прокат наконец вышла "Филателия" - триумфатор выборгского "Окна в Европу", лауреат трех призов фестиваля в Каире: за режиссуру и за актерский дуэт исполнителей главных ролей.
Работа Алины Ходжевановой в роли Яны отмечена призом кинофестиваля в Каире.
Работа Алины Ходжевановой в роли Яны отмечена призом кинофестиваля в Каире. / kinopoisk.ru

Фильм, глубоко обдуманный и созревавший многие годы, прошедшие с появления его первого короткометражного эскиза - "Светлячок". Прощальная работа ушедшей этой весной режиссера-актрисы Натальи Назаровой. Самый нежный и печальный фильм нынешнего неурожайного сезона.

Его можно считать новым вариантом утешительной сказки про Золушку - но одним из самых оригинальных и проникновенных. А можно - вполне реалистичным драмеди о нас, вечно пребывающих в ожидании чего-то важного, способного повернуть жизнь лицом к счастью. Это кино о неубиваемой надежде в совершенно, кажется, безнадежных обстоятельствах. И о том, как научиться радоваться тому, что имеем - россыпям огней родного городка, морскому простору, перебегающим в ночной мгле искрам нашей фантазии.

Героиня картины Яна работает в почтовом отделении северного приморского городка, где мало солнца и много суровости - в пейзажах, в низком, слившемся с морем небе, в людях. У нее легкая форма ДЦП - она хромает и говорит детским голосом с инфантильными интонациями Рины Зеленой. Есть отголоски болезни и в способе общаться - она не переносит, когда ей сочувствуют, это ранит ее гордость, и реакция, как правило, неадекватна: "Такая выросла!"

Ее отец, моряк, ушел в рейс и не вернулся - она его ждет до сих пор, и это состояние ожидания чего-то хорошего и важного теперь определяет всю ее жизнь, а пока нужно просто перетерпеть. Состояние, знакомое каждому на этой земле.

О прекрасном принце эта Золушка и не мечтает - края эти для романтики совсем не приспособлены. Но он появится в лице коренастого боцмана Петра, который в перерыве между рейсами в Австралию явился в окне ее почтового отделения. Она, конечно, решит, что это очередной мираж. Подобный тому, что встает с экзотических почтовых марок, которые она коллекционирует, чтобы похвастаться в местном клубе отмирающего племени филателистов. Марки говорят о дальних странах и невиданных птицах, в них живет хрупкая мечта о том, чего никогда не будет, но что все равно упорно ждешь. Вот и этот Петр - невозможный, как видение, но реальный, деловитый, внимательный, чем-то даже близкий. Оба они, как эти марки, гости из какого-то другого времени, среди людей они одиноки.

Этот фильм возвращает экрану способность объединять людей в зале общим пониманием и сочувствием

Это сказка о том, как внезапно осуществляется самая сладкая греза. Совсем как во сне, но, возможно, наяву. Возникшая любовь будет очень странной, робкой и недоверчивой, ее мотивы фильм нам тоже объяснит вполне прозаическими причинами. Сказке это не так уж нужно, но автор нарочно заземляет рассказ, погружает его в суровый аскетический быт северного городка, снабжает бездной милых, смешных и печальных деталей. Введет мотив ревнивой красотки в соседнем окне, которая смертельно уязвлена, что видный боцман запал не на нее, на все готовую, а на эту несчастную калеку. Мотив разовьется в целую патетическую симфонию неудовлетворенной страсти, которая немало позабавит зрителя, сделав элегичную в целом историю смешной, многоцветной и убедительной.

Режиссура фильма удивительна: рассказ движется абсолютно естественно, как дыхание. В сравнении с предыдущими картинами Назаровой - "Простой карандаш", в частности, здесь нет ни грана заданности, нет принужденности в сюжетных ходах, все одухотворено великолепным знанием психологии вот таких обделенных нормальным человеческим счастьем людей, их комплексов и отваги, с которой они реагируют на вызовы жизни.

Фильм актерски хорош, но в нем все зависит от исполнителей главного дуэта - Яны и Петра. Здесь наиболее парадоксальны диалоги и как бы нелогично развитие событий: ну с чего, спрашивается, такой фактуристый боцман запал на женщину не только невидную, но и неизлечимо больную! Но, повторю, даже попытки фильма как-то объяснить это совпадениями типа "дочка тоже страдала ДЦП, да и у самого сердце пошаливает - все мы умрем!" - кажутся излишними. Так проникновенно, без единой неточной ноты ведут свои партии оба актера - Максим Стоянов в роли Петра и Алина Ходжеванова в роли навсегда подстреленной и потому ранимой Яны. Стоянов совсем не похож на сказочного Принца, Ходжеванова - на работящую и во всех отношениях идеальную Золушку. Актриса сумела не просто сыграть свою героиню - она стала ею, вросла в этот колкий характер, усвоила эту походку хромого утенка, разделила это вечное ожидание несбыточного. Стоянов чутко и с необыкновенным тактом аккомпанирует каждому движению души героини, и все эти странные отношения не имеют никакого отношения к флирту, увлечению, ухаживанию, сексу - это счастливая встреча родственных душ. Поэтому в фильме столько нежности - сначала робкой, потом уже неодолимой. Обе актерские работы относятся к редчайшим художественным прозрениям в нашем склонном к поверхностным подходам кино, фильм возвращает экрану способность объединять людей в зале общим пониманием и сочувствием.

Он трудно рождался - долго не мог найти финансирование, долго искал прокатчика, который решился бы выпустить картину без погонь и выстрелов. Он вышел без шумной рекламы и громогласных премьер. Но я надеюсь, ему суждена долгая судьба - это редкое кино об упрямстве жизни, прорастающей сквозь камень.