"Рост популярности сервисов на основе искусственного интеллекта (ИИ) был поразительным, и мы ожидаем, что в будущем он будет еще более впечатляющим", - заявил на минувшей неделе глава OpenAI Сэм Альтман.
"Руководители крупнейших хайтек-компаний ожидают, что весь мир будет пользоваться именно их сервисами и для этого они вкладываются, не жалея долларов, в наращивание своих инфраструктурных возможностей. Именно в этом контексте следует рассматривать недавнюю сделку Nebius с Microsoft - всем нужны мощности для обучения моделей и организации на их базе мировых сервисов", - отмечает директор направления "Искусственный интеллект" АНО "Цифровая экономика" Евгений Осадчук.
Происходит смена парадигмы, соглашается начальник аналитического отдела инвесткомпании "Риком-Траст" Олег Абелев.
"Если раньше дата-центры работали на транзакционные задачи в виде баз данных или веб-сервисов, то сейчас инфраструктура нужна для генерирующего ИИ, чтобы модели обучались на объеме большого количества параметров и в будущем обслуживались, и это требует больших мощностей", - говорит Абелев.
В результате формируется классический рынок олигополии. Nvidia доминирует на уровне "кирки и лопат" - чипов и серверов. OpenAI и Microsoft доминируют на уровне операционных систем, которые являются заказчиками мощностей. Oracle, Amazon и Google Cloud сражаются за то, чтобы стать фундаментом для строительства фабрик ИИ. Основная интрига заключается в том, что эти инвестиции - ставка на то, что спрос на все эти мощности будет расти экспоненциально.
Мы вошли в "инфраструктурную фазу" ИИ, уверен Алексей Постригайло, старший партнер IT-интегратора "Энсайн".
"Разработчики моделей, облака и чип-поставщики инвестируют друг в друга, фактически авансируя будущие закупки. Это больше похоже на бронирование дефицитной мощности и консолидацию рынка, чем на уже сложившийся платежеспособный спрос. При этом корпоративные внедрения буксуют из-за интеграции, комплаенса и юридических нюансов", - обращает внимание Постригайло.
В России спрос также есть, но подход прагматичный: ограниченные ресурсы заставляют ставить на эффективность решений, а не на "гонку вооружений". Российским компаниям приходится решать более сложную задачу по причине ограниченного доступа к чипам. "Яндекс и Сбер имеют свои языковые модели, активно их развивают и внедряют. По функциональности они пока не догнали западные аналоги, но компании активно этим занимаются. Фокус прагматичный - когда не хватает мощностей, нужно смещать фокус на дообучение имеющихся моделей, на развитие узкоспециализированных моделей. И оптимизироваться для работы на менее мощном железе", - говорит Олег Абелев.