МВД придется возместить ущерб владельцу за поставленное на учет угнанное авто

Риск купить угнанную за границей машину был всегда. Начиная еще с 90-х годов прошлого века. Тогда очень много завозилось подержанных машин из Европы, США, Японии и Кореи. Но иногда авто оказывались с подвохом. По данным Интерпола, они числились в угоне. Но эта информация не сразу появлялась в базе данных российского МВД. Поэтому купить угнанный за границей автомобиль было вполне реально. Потом эта история практически сошла на нет. Но с развитием параллельного импорта она вновь возникла.
В данной истории все оказалось не столь просто. Почти новый Jaguar I-Pace был постановлен на учет в ГИБДД в Санкт-Петербурге в конце 2020 года на частное лицо. Потом машину приобрела коммерческая фирма. Однако при регистрации в марте 2021 года выяснилось, что машина находится в розыске Интерпола. Автомобиль был задержан, а в июле 2021 года он был передан представителю шведского банка для транспортировки в страну угона.
Оспорить это компания не смогла. Но предъявила иск МВД. Ведь они приобрели машину, которая стояла на учете в России на законных основаниях. Суды двух инстанций дело отклонили. И только Арбитражный суд Северо-Западного округа направил дело на новое рассмотрение, после которого иск был удовлетворен. МВД должно возместить компании 4,6 миллиона рублей.
Поводом для такого решения стало то, что информация о розыске автомобиля числилась в Интерполе еще до первой регистрации машины в ГИБДД. То есть заведомо угнанная машина была зарегистрирована официально в России. Таким образом, компания даже не могла подозревать о том, что машина в розыске.
Как пояснил адвокат Сергей Радько, легализация похищенных машин с их постановкой на учет, что потом создает у покупателя ощущение законности и уверенности в "чистоте" автомобиля, возможна либо по причине невнимательности сотрудников ГИБДД (возможно, так и было в этом случае, к тому же Jaguar угнали недавно и он мог еще не появиться во всех доступных для проверки информационных системах), либо по причине их сговора со злоумышленниками. Теперь может появиться прецедент для возмещения вреда в похожих случаях.
Как рассказал вице-президент Всероссийского союза страховщиков Сергей Ефремов, информация из баз Интерпола действительно может поступать в российские базы данных не сразу после угона. Это связано с процессуальными действиями, такими же, как у нас.
- Поясню на примере России, - говорит Сергей Ефремов. - Сначала розыск идет на территории региона, где был угнан автомобиль. Потом на всю страну. А когда уже есть понимание, что машина ушла за границу, она объявляется в международный розыск. За рубежом, точно так же, как у нас, есть определенные сроки заявленного угона. Взял школьник покататься машину и бросил ее во дворе, или ее угнали для перепродажи в другие страны. На все идет срок. В течение этого времени машина может прибыть в Россию и даже быть поставлена на регистрационный учет.
Кстати, не всегда прежний иностранный собственник истребует свою машину обратно. Если у машины в России были перебиты номера, то в Европе она никому не нужна. Ее уже невозможно легализовать. В таких ситуациях машина остается у российского собственника при условии компенсации материального ущерба.