
В основном пермские компании размещают товары на трех наиболее крупных российских маркетплейсах - Wildberries (53 процента), Ozon (30) и "Яндекс Маркет" (14). В частности, на электронных площадках активно торгуют продавцы детского питания, сантехники, продукции для садоводства, штор и аксессуаров для дома, строительных инструментов. По словам селлеров (продавцов), интерес покупателей растет к продуктам питания длительного хранения: печенью, сухофруктам, кофе, чаю, специям, растительному маслу и крупам. Поэтому и число продавцов в этом сегменте рынка стремительно растет.
Среди продавцов из Прикамья есть и компании, предлагающие товары собственного производства. Например, предприятие, выпускающее текстильную продукцию, чтобы начать работать на электронных площадках и расширить ассортимент, взяло льготный микрозаем в региональном агентстве, благодаря этому в первом квартале фабрика увеличила производство на 30 процентов.
Развивает онлайн-продажи и предприятие в Краснокамске, специализирующееся на производстве деревянных игрушек. Ежегодно там производят 250 тысяч единиц продукции, большая ее часть реализуется в магазинах или приобретается оптовыми партиями для детских садов. Но теперь красочные пирамидки, помогающие дошколятам изучать геометрические фигуры и развивать мелкую моторику, можно заказать на маркетплейсах. На предприятии уверены, что этот канал сбыта будет расти.
Стремительное развитие электронной торговли повлекло за собой и соответствующие предложения рынка для самих селлеров. Пермские предприятия стали расширять ассортимент упаковок для транспортировки, а фотостудии предлагают услуги по созданию качественных снимков товаров, реализуемых на маркетплейсах. Меняется и инфраструктура: в краевой столице уже действует крупный распределительный центр одной торговой площадки, второй подобный объект в ближайшем будущем вырастет на окраине города.
По мнению общественного эксперта по маркетингу Пермской торгово-промышленной палаты Ольги Корионовой, выйти на маркетплейсы непросто. Это обусловлено высокой конкуренцией, а также охлаждением спроса на определенные товары, например эзотерические. Кроме того, существуют административные барьеры, а также логистические и операционные сложности.
- Сегодня на маркетплейсах присутствуют демпинг и агрессивное продвижение, так что новичкам придется многому научиться. Важно учитывать специализацию площадок: одежда лучше продается на одних, а электроника - на других. Нужно уделить время оптимизации товарных карточек и контента, найти хорошего фотографа и копирайтера, - рассказывает она. - При этом сейчас все площадки отличаются высокими комиссиями и скрытыми расходами. Предпринимателю важно просчитать, сколько и куда будет потрачено, а также учесть риски. На маркетплейсах они, как правило, связаны с покупательским поведением, например, отказом от товара в пункте выдачи, что оборачивается дополнительными расходами.
Еще одним препятствием на пути к успешной электронной торговле становятся требования к селлерам. Маркетплейсы стремятся работать только с ответственными и результативными продавцами, способными соблюдать все внутренние правила онлайн-площадки. Именно поэтому помимо основных запросов бюрократического характера они ставят и чисто коммерческие условия, которые касаются, например, процента возвратов и упаковки.
Увеличились и расходы предпринимателей: если раньше инвестировать в старт продаж на маркетплейсе можно было порядка 100 тысяч рублей, то теперь для открытия нового бизнеса в интернете потребуются гораздо большие суммы.
Вячеслав Белов, президент Пермской ТПП:
- Рост оборота пермских предприятий на маркетплейсах связан сразу с несколькими факторами. Во-первых, сами электронные площадки сегодня становятся одним из главных каналов продаж - они открывают бизнесу доступ к широкой аудитории по всей стране и за ее пределами. Во-вторых, предприниматели все активнее осваивают цифровые инструменты продвижения: от качественного контента и таргетированной рекламы до участия в акциях площадок. Кроме того, пермские производители и торговые компании становятся более гибкими - быстрее адаптируются к спросу, развивают линейки товаров, повышают качество сервисов. Все это в комплексе и привело к такому росту.