
Детский театр нередко остается в тени - как "довесок" к основному, взрослому. Это, конечно же, несправедливо. А много ли сейчас на российских сценах достойных детских спектаклей?
Сергей Безруков: Могу заверить: качественных детских и подростковых спектаклей с каждым годом все больше. Это отмечают и эксперты, отбирающие их для нашего фестиваля. В этом году рекорд - 841 заявка на участие в конкурсе. Среди них 145 книг, 131 кинофильм, включая анимационные. Но особенно впечатлила театральная номинация - 565 заявок со спектаклями из 76 регионов России, а также из Испании, Казахстана, Кыргызстана, Беларуси и Узбекистана.
Сегодня "детские" спектакли - это не только театры кукол и ТЮЗы. Тут и драматические, и музыкальные, и оперные театры. Не надо далеко ходить: в нашем Московском Губернском тоже немало "семейных" спектаклей - любовь и интерес к театру, этику поведения, умение смотреть и видеть нужно воспитывать с самых юных лет.
Кстати, сейчас появляются частные беби-театры, где маленьких зрителей ждут практически с пеленок.
Сергей Безруков: Это не только частные - государственные детские театры тоже часто практикуют. Польза от этого - со всех сторон. Во-первых, молодые мамы могут выйти в свет, переключиться. Во-вторых - сами детки реально с младых ногтей открывают для себя волшебный мир, попадают просто в иную атмосферу. Потом родители приведут их на сказки, потом походы в театры подхватит школьная учительница. Главное - чтобы спектакли были профессионально сделаны, нескучно, с учетом возраста.
А для самих артистов играть для детей - особое искусство?
Сергей Безруков: Помните известные слова Станиславского - про то, что "для детей нужно играть, как для взрослых, только еще лучше". Вот я почти 10 лет играю пирата Джона Сильвера в нашем легендарном блокбастере режиссера Алексея Серова "Остров сокровищ", а еще главную роль в "Маленьком принце" с Губернским оркестром - и могу заверить: детям все равно, народный, заслуженный или какой еще артист на сцене. Для них важнее - зацепил ты их? Поверили тебе - или нет?
Нынешний Большой детский фестиваль - уже восьмой. В программе 42 спектакля, 14 фильмов, 18 мультфильмов... И это же не все?
Сергей Безруков: Конечно. Еще - большой блок литературы для детей и подростков. Занятия с мастерами: мультипликаторами, писателями, театральными педагогами... За полтора месяца проводим только в Москве - более 150 событий на 35 площадках. Второй год фестиваль одновременно проходит и в Санкт-Петербурге.
Сегодня в детском спектакле без современных технологий не обойтись - дети, кажется, привыкли к клипам, а иначе заскучают, разве нет?
Сергей Безруков: Вот тут я бы поспорил. У нас же на фестивале свое Детское жюри - ребята смотрят все проекты, заполняют анкеты и в финале голосуют. И с самого первого фестиваля я присутствую на их обсуждениях и голосованиях. Это завораживающе - как они разбирают увиденное, как понимают самые тонкие смыслы. Иногда мы, взрослые, думаем, что отберут то, что поярче и проще по форме - но нет. Выбирают, как говорится, сердцем - и когда речь идет про отношения отцов и детей, и когда про личные переживания, и про уход близких.
Чем меньше пафоса и заигрываний - тем больше у них интереса. Это не значит, что не замечают ярких спецэффектов, великолепного света и музыки в спектакле - просто больше внимания они уделяют заложенным смыслам. Председатель жюри этого года - Стэфания Заровная из Ростова-на-Дону, ей 16 лет. В прошлом году она тоже участвовала в жюри и показала себя очень вдумчивой и эрудированной. Ребята в жюри по возрасту - от 8 до 16 лет, они из разных городов - Самары, Когалыма, Орла, Москвы, села Мальта Иркутской области, Тулы. Все они приедут с родителями на время фестиваля в Москву.
В прошлом году на фестивале победил рэп-спектакль. В этом сезоне вы обещаете в Губернском в жанре хип-хоп поставить "Ревизора: комедию в стихах". Заигрываете с неискушенным зрителем? Гоголя не жаль?
Сергей Безруков: Да, спектакли в стиле рэп два года подряд занимали первые места на фестивале - "Преступление и наказание" и "Идиот". Мы обратили внимание, что автор стихов, Лев Киселев, очень бережно относится к первоисточникам, превращая их в современную форму, интересную подросткам. Мы показали эти спектакли в нескольких регионах и убедились, как хорошо их принимают. Мы же всегда интересуемся, что думает публика после просмотра, - так вот многие отвечали: "Надо купить книжку, не читал, хочу прочесть". Или: "Хочу перечитать". Так что на малой сцене Губернского театра мы готовы к подобным экспериментам. Режиссером проекта приглашен Юрий Квятковский, он мастер. Надеемся, что получится интересный спектакль. Примут его "опытные театралы" или нет - не будем загадывать. А Гоголь, думаю, на нас бы не обиделся.
"Багдадский вор и черная магия"
"Манолито Очкарик"
"Странник Кранц"
"Черная речка. Кукольная дуэль"
"Собаки"