Будущее из "Планеты обезьян": Чем опасно предложение исключить из школьной программы слишком толстые книги

Чем грозит предложение исключить из школьной программы толстые книги
Предметная комиссия учителей Курганской области, проанализировав результаты ЕГЭ, предложила исключить из школьной программы слишком объемные произведения и заменить их на более доступные для детей тех же авторов.
Чтение больших книг готовит почву для того, чтобы в будущем открыть их заново.
Чтение больших книг готовит почву для того, чтобы в будущем открыть их заново. / Руслан Шамуков / ТАСС

Педагоги поясняют: большие произведения в лучшем случае читают три-четыре человека из класса, то есть меньше 10 процентов.

"Разница в культуре, речи, обстановке, жизненных реалиях в литературе XIX века и современных людей, огромная, - подчеркивают учителя. - Изучая произведение со старшеклассниками, приходится много времени и сил уделять работе с лексикой, которая вышла из употребления. Читая "Евгения Онегина", многие дети не в состоянии "перевести" его на понятный им язык. Часов, выделяемых в школах на изучение литературы XIX века, явно недостаточно, и число изучаемых произведений, необходимых потом для сдачи на экзаменах, оказывается велико".

Владислава Лобанова - одна из тех 10 процентов учеников, которая читает все, что задают. Она учится в 11-м классе в небольшом городе Щучье. По ее словам, "Евгения Онегина", "Преступление и наказание" читать было легко, а вот с "Войной и миром" оказалось сложнее.

- Целых четыре тома и огромное количество сносок на французском языке! - призналась девушка. - Спасибо учителю Оксане Робертовне Беляевой. Мы подробно разбирали героев, их характеры, поступки, события. В итоге я прочитала весь роман от корки до корки. Правда, на это ушло три месяца, но произведение того стоит.

А вот учитель литературы Курганского областного лицея-интерната для одаренных детей, член Союза писателей России Александр Рухлов рассказал, что сам он в 15 лет не осилил "Войну и мир", прочитал только два с половиной тома.

- Ученикам в этом честно признаюсь, - говорит Александр. - На уроках изучаю с ними избранные фрагменты, стараясь составить общее представление о самом важном: смыслах, значении, героях.

По мнению учителя, дети сейчас читают, может быть, даже больше, чем в свое время читали их родители. Другой вопрос, что они читают? В основном это посты в соцсетях, блоги - то, что можно быстро пробежать глазами. Конечно, это проще. От больших произведений отказываться не стоит, считает он. Прикосновение к ним необходимо именно в юном возрасте. Это помогает подготовить почву для того, чтобы вернуться к этим текстам в будущем, разобраться и понять, открыть заново.

Из 10 процентов ребят, которые все же читают, и вырастают в итоге те, о ком потом пишут в учебниках

Молодой актер Курганского театра драмы Алексей Березовский уверен, что у каждого своя дорога к классике. Иногда нужно время, чтобы ее понять. На днях в театре состоялась премьера спектакля по роману Достоевского "Преступление и наказание". Алексей играет Раскольникова. Признался, что в школе он совсем не понял этот персонаж. Когда зашла речь о постановке спектакля, сел за роман. И понял, что... ничего не понял. Начал вдумчиво читать второй раз, третий...

- Это очень христианское произведение. Там много отсылок к Богу, - говорит актер. - Чтобы во всем разобраться, пришлось открыть Библию, сходил даже в церковь, поговорил с батюшкой. Жаль, что в школе этому мало уделяется внимания.

- Я категорически против исключения больших произведений из программы, - поделился мнением с "РГ" ректор Шадринского государственного педуниверситета Артур Дзиов. - Важнейшая задача школы - восстановление культуры чтения. В моей библиотеке десятки изданий русских классиков XIX-XX веков. В 60-80-е годы XX века они выходили тиражом 100 000 - 500 000 экземпляров, и у них находились читатели.

Доктор философских наук Борис Шалютин, услышав об инициативе педагогов исключить из программы "толстые" книги, откровенно заметил: "Пусть почитают "Планету обезьян" Пьера Буля, там описано подготовляемое ими будущее". Программа должна включать несколько крупных разнотипных романов, считает он, чтобы помочь школьнику осмыслить сам жанр и выработать вкус к нему.

В объемных произведениях и таится культурный код нации. Фото: sommersby / iStock

- Из 10 процентов ребят, которые все же читают, и вырастают в итоге те, о ком потом пишут в учебниках, - говорит Борис Шалютин. - И они более всех нуждаются в площадке для дискуссий, предоставляемой сложной литературой. У одного великого и очень непростого поэта есть строчки:

  • Если путь прорубая
  • отцовским мечом,
  • Ты соленые слезы на ус намотал,
  • Если в жарком бою испытал,
  • что почем.
  • Значит, нужные книги
  • ты в детстве читал.

Нужные книги простыми не бывают.

Комментарий

Ирина Добротина, заведующая Центром филологического общего образования ИСМО им. В.С. Леднева:

- "У меня в голове опилки и длинные слова меня только расстраивают", - говорил Винни-Пух. Именно эту цитату вспоминаю, когда слышу предложения заменить длинные глубокие тексты в программе по литературе на произведения покороче.

И действительно, чего это Лев Николаевич расписался аж на 4 тома с "Войной и миром"! Можно же было покороче!

Но тогда вопрос: покороче - это как? Четыре тома - много, а сколько не много? Так, чтобы выпускник школы, которому скоро предстоит читать не только букварь, решать не только школьные задачки, не устал? Почему-то мы постоянно хотим наших детей от чего-то разгрузить, хотим не огорчить, не расстроить. Я говорю это как учитель-практик с почти 30-летним стажем. Представьте: "ребенок" выходит за порог школы - и сразу огорчается. В послешкольной жизни и конфликты возникают между "отцами" и "детьми", и семейная лодка может разбиться о быт, и в поисках счастья и смысла жизни пройдешь и испытаешь поболее некрасовских мужичков или Пьера Безухова.

Но посчитаем. "Тарас Бульба" - около 250 страниц, "Капитанская дочка" - примерно 150 страниц, "Отцы и дети" - около 300 страниц. Что решают эти числа? Ничего. Отечественная литература - часть культурного кода русского народа, и никогда ее величие и роль в становлении личности не измерялось количеством страниц. А вот количество (и качество) прочитанных книг может о многом сказать.

Выдающиеся произведения русской и советской классики должны изучаться на уроках литературы в полном объеме, где-то - в избранных главах. И если учитель предлагает посмотреть, например, спектакль Ярославского государственного театра юного зрителя им. В.С. Розова "Капитанская дочка" или художественный фильм по этому роману Пушкина, то это ни в коей мере не замещает чтение, а дает возможность увидеть, как замысел автора раскрывается с помощью других видов искусств. Ну а если сам учитель предлагает краткий пересказ - вопрос к учителю. Надеюсь, что это единичные случаи.

Каждый выбирает для себя, как известно: что читать, сколько читать, зачем читать. Просто Винни-Пух никак не выходит из головы...

Подготовила Мария Агранович