Как работает "биржа данных" и зачем она нужна в России

В России могут создать "биржу данных"
В России могут создать "биржу данных" - цифровую платформу, где компании могут легально и безопасно предоставлять друг другу продукты и сервисы, основанные на данных. Подобная практика существует в Китае - с помощью нее банки и компании могут безопасно обмениваться данными и развивать ИИ-агентов. Об этом рассказал зампред правления ВТБ Вадим Кулик на форуме Kazan Digital Week.
Биржа данных позволит компаниям прозрачно зарабатывать на собранной информации.
Биржа данных позволит компаниям прозрачно зарабатывать на собранной информации. / iStock

Такие площадки отвечают за взаимодействие между компаниями, качество, ценообразование, конкуренцию и соблюдение законодательства. Этот формат уже стал драйвером глобального рынка искусственного интеллекта (ИИ).

"В Китае биржи встроены в национальную стратегию развития ИИ: банки, финтех, промышленность и государственные структуры получают репрезентативные массивы для обучения моделей без риска утечек. В России, где нехватка качественных данных тормозит развитие ИИ, национальная биржа позволит компаниям развивать дата-сервисы и продукты, а также повышать эффективность экономики", - рассказали в пресс-службе Ассоциации больших данных (АБД).

Там отмечают, что в России уже разработаны национальные стандарты по синтезированию данных, запущена "песочница данных" для экспериментов и подтверждено, что по качеству обучения моделей синтетические данные практически не уступают реальным.

"Мы считаем, что международная биржа синтетических данных - шанс для России внести свой вклад в глобальное развитие рынка данных и ИИ, создавая мультикультурные датасеты, укрепляя экспортный потенциал отечественных технологий и поддерживая развитие собственных традиционных отраслей экономики", - указывают в пресс-службе.

Армен Бекларян, доцент факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, отмечает, что благодаря сервису обмена данными в форме биржи появляется возможность проводить глубокую геоаналитику с получением уникальных моделей для выбора локаций, оптимизации розничных сетей и анализа конкурентов.

Также данные дают возможность повысить эффективность рекламных кампаний, дать точный профиль покупателей и конкурентов и обеспечить комплексную оценку на основе эксклюзивных данных, которые предоставляются в рамках биржи.

"В целом в 2025 году 10% всех сделок по продаже данных в Китае будет проходить через биржи. По прогнозам, 2025 год Китай завершит с оборотом в 28-29 миллиардов долларов, а в 2030 доход биржи данных уже будет составлять порядка 73 миллиардов долларов. С этой точки зрения мы видим огромный потенциал этого рынка", - заключает Бекларян.