Цифровой госпиталь и роботизированные аптеки: Главврач Филатовской больницы рассказал о современных технологиях в здравоохранении

Главврач Филатовской больницы рассказал о флагманских центрах экстренной помощи
Всемирный день безопасности пациентов… Важный для всех нас. По той простой причине, что никто и нигде не гарантирован от возможности попасть в пациенты. В долговременные или одного дня. И от того, в каких условиях он получает исцеление, зависит очень-очень многое. Да, возможности спасения растут. Но и растут требования к их безопасности, комфортным условиям их получения. Снижение ошибок и рисков при оказании медицинской помощи архиважно. Пути… Об этом говорим с главным врачом Городской клинической больницы № 15 имени О.М. Филатова департамента здравоохранения Москвы профессором Валерием Ивановичем Вечорко.
Слово никогда не расходится с делом. Это о нем, о Вечорко.
Слово никогда не расходится с делом. Это о нем, о Вечорко. / Сергей Куксин/РГ

Может, стоит напомнить, что еще в совсем недавние времена не было словосочетания "флагманский центр". А теперь флагманские центры - непременная данность столичной службы здоровья. Безопасная среда.

Валерий Вечорко: Сама концепция флагманского центра предусматривает обеспечение безопасной и качественной медицинской помощью. Значимое место в ней занимает "идентификация пациента" с первых минут пребывания в стационаре. Сразу же на входе поступающему к нам пациенту надевают на руку одноразовый белый браслет со штрихкодом, служащий персональным идентификатором. Привязка всех последующих действий к этой идентификации существенно минимизирует риск ошибок, напрямую влияющих на безопасность.

Важен не только номер больницы, но и то, чье имя она носит. Олег Филатов был главным врачом этой больницы. Фото: Сергей Куксин/РГ

В Филатовской флагманский центр экстренной помощи открылся в сентябре 2023 года.

Валерий Вечорко: Уточню. Главное во флагманских центрах, создаваемых в московских клиниках, - исцеляющая среда. А исцеляющая среда - это не только применение самых современных, безопасных и эффективных технологий и оборудования, но и комфортная атмосфера, продуманные пространства для пациентов и их близких.

Чуть продолжу: и это не для узкого круга избранных - для всех соискателей помощи. А таковых… Валерий Иванович! Филатовская - из самых крупных скоропомощных многопрофильных стационаров Москвы… Сколько пациентов в год принимает больница?

Валерий Вечорко: Больница открылась в 1981-м. И с тех пор число пациентов увеличивается. Вот последние данные. В 2024 году их было 122 тысячи. А число прооперированных (с учетом скоропомощных и операций одного дня) более 71 тысячи. Открытие флагманского центра событие знаковое. Помощь в нем оказывается по новым стандартам. Суть проекта в том, чтобы сконцентрировать в одном комплексе все необходимые мощности, оборудование. Чтобы минимизировать время от доставки пациента на "скорой" и в других неотложных случаях до начала экстренного лечения.

В 15-й больнице кормят и вкусно, и красиво. Фото: Сергей Михеев/РГ

На триажном посту пациента встречает сотрудник центра госуслуг, который вносит информацию о поступившем в базу данных, и медицинский работник, который определяет состояние пациента. Само приемное отделение ныне - совершенно другие масштабы. Раньше оно занимало примерно 800 кв. метров. Теперь 16 тысяч кв. метров. В среднем к нам обращается 300-350 пациентов в сутки. Конечно, не все они госпитализируются.

Внешне 15-я больница тоже хороша. Фото: Сергей Михеев/РГ

На полу - разметки трех цветов, соответствующие каждому потоку. Если состояние человека тяжелое, то, минуя триажный пост, он по красному потоку поступает в противошоковое отделение. Пациента в стабильном состоянии направляют в желтую зону. В зеленую те, состояние которых не угрожает жизни

Принцип "врач к пациенту" действует?

Валерий Вечорко: Обязательно! Медсестра подвозит передвижной комплекс к кровати больного, сканирует браслет с индивидуальным кодом, на экране видит назначения лечащего врача. После этого делает ЭКГ, УЗИ, берет анализы, проводит другие необходимые манипуляции и загружает всю информацию в электронную историю болезни. Это ускоряет процесс оказания помощи. После необходимого стандартного обследования, установления диагноза решаются вопросы лечения, в том числе перевода в структурное отделение больницы.

Цифровой госпиталь - это тоже структурное подразделение? Что он собой представляет?

Валерий Вечорко: У нас практически все в "цифре", начиная от поступления пациента - информация об этом вносится в систему ЕМИАС сотрудниками МФЦ, которые у нас работают. Благодаря сервисам облачного хранения мы можем видеть информацию о пациенте, который едет к нам на госпитализацию, и уже готовы встречать его в необходимом составе медиков. Можем зайти в его догоспитальную (амбулаторную) историю болезни, посмотреть в любом московском учреждении, где были выполнены компьютерная томография, рентгеновское обследование, другие исследования, консультации врачей узких специальностей. В Москве есть централизованный сервис, позволяющий фактически онлайн получить второе и даже третье мнение по любой сложной ситуации с интерпретацией МРТ и КТ.

Цифровая клиника позволяет больше времени проводить рядом с больными, отслеживать динамику их состояния

Вся медицинская документация ведется в электронном виде. В карте пациента полностью расписано его передвижение (если, допустим, пациент был в оперблоке, он там тоже отмечается) - вплоть до выписки. Делается это по QR-коду с браслета на запястье пациента. Это обеспечивает совместный круглосуточный онлайн-доступ специалистов к медицинским данным, в частности через мобильные устройства: планшеты врачей и медсестер. Электронную историю болезни видит и сам пациент. Потому он может уточнить неясные моменты, посоветоваться с родственниками, врачами и так далее. Цифровая клиника позволяет больше времени проводить рядом с больными, отслеживать динамику их состояния.

Это заставило и логистику выстроить по-новому?

Валерий Вечорко: Не без этого! Помимо системы "красный, желтый, зеленый", которая заключается в разделении пациентов по потокам в зависимости от тяжести их состояния, логистика делалась и с учетом функционала работников, медицинских и немедицинских. Например, доставить пациента на исследование или в перевязочную - это транспортная служба. Найти родственников - задача социальной службы и так далее.

Безопасность оказания помощи, комфортные условия ее оказания и получения…. Однако дома лучше, чем в больнице. И потому даже после операции пациент ждет выписки.

Валерий Вечорко: Явная тенденция к увеличению оперативных вмешательств в формате однодневного хирургического стационара. У нас в больнице на них приходится 45-50% с учетом офтальмологических операций, малой хирургии от общего объема хирургических пациентов. Все мощности в одном месте.

Не потому ли открыли еще и центры женского здоровья? Ведь у Филатовской два отменных роддома, оснащенных высокотехнологичным современным оборудованием, есть женские консультации. Зачем понадобилось открывать еще и два Центра женского здоровья?

Валерий Вечорко: Прежде всего для того, чтобы наши пациентки могли получать акушерско-гинекологическую помощь по новому стандарту. Мы сконцентрировали все мощности в одном месте: можно пройти основные обследования по профилю "акушерство и гинекология", не посещая другие медицинские учреждения. Это позволяет оснащение центра. Специалисты смежных дисциплин - эндокринологи, психологи, терапевты, кардиологи, офтальмологи - обеспечивают мультидисциплинарный подход к здоровью женщины в одних стенах. Ей не нужно записываться в консультативно-диагностические отделения стационаров или параллельно посещать поликлинику.

Таков современный подход к организации качественной и эффективной медицинской помощи женщинам всех возрастов. Открывшиеся недавно Центры женского здоровья успешно работают. Востребованность такой комплексной помощи очевидна. Один рассчитан на 410 тысяч прикрепленного населения, второй - на 260. Целый женский город! Планируем открыть еще один такой центр.

А количество своих аптек?..

Валерий Вечорко: Такое структурное подразделение очень кстати. Аптека обеспечивает подразделения больницы лекарственными средствами и товарами медицинского назначения. Вскоре все процессы в ней будут роботизированы. Вместо людей будут трудиться роботы. То есть высокотехнологичная система автоматизирует процессы получения, учета и хранения лекарств. Робот будет проверять срок годности препаратов и их соответствие товарным накладным, формировать заказы, необходимые для отделений больницы. На выходе мы будем получать маленький прозрачный пакетик с таблетированными препаратами (в том числе фасовка предусматривает и полтаблетки), которые уже расписаны для приема конкретному больному утром, днем и вечером. В общем, это очень интересная история. Надеемся, что это ускорит, упростит работу медицинских работников, будет удобным для пациентов. Подобный опыт в Москве уже есть. Проект хорошо себя зарекомендует. Тем более учитывая растущую сложность процессов оказания медицинской помощи.

Вы бывали в лучших клиниках Германии, Чехии, Перу, Израиля, изучали опыт…

Валерий Вечорко: Где лечиться? Дома. Еще лет пять назад я бы так не говорил. А сейчас другой период: оборудование, квалификация специалистов, руки врача… Мы ни в чем не проигрываем.