Альбина Шагимуратова: Чем уникален гастрольный тур лауреатов Конкурса Глинки

Лауреаты XXVII Конкурса Глинки дадут 21 концерт в 18 городах
Двадцать один концерт в восемнадцати городах - и не только российских, тут и Минск, и Казань, и Алма-Ата, и Астана, и Ереван, и Анкара - с таким размахом уже не первый месяц выступают лауреаты XXVII Международного конкурса вокалистов имени Глинки. Причем во главе с председателем жюри конкурса, выдающейся певицей Альбиной Шагимуратовой.
Альбина Шагимуратова: Конкурс Глинки надо всеми силами сохранить.
Альбина Шагимуратова: Конкурс Глинки надо всеми силами сохранить. / Михаил Метцель / ТАСС

Альбина, в уникальном гастрольном туре участвуют лауреаты конкурса, проходившего в юбилейный год 220-летия со дня рождения Михаила Ивановича Глинки. Чем, на ваш взгляд, они замечательны?

Альбина Шагимуратова: Прежде всего это замечательные певцы. Первое место занял Отабек Назиров из Узбекистана с очень красивым голосом: легкий лирический тенор с широким диапазоном звучания. Отабек шел уверенно все три тура, но изначально не был в лидерах. А третий тур спел настолько удачно и ярко, что покорил всех членов жюри. Первое место получила и Екатерина Лукаш - меццо-сопрано. У нее голос изумительный: высокое меццо с оттенками контральто. Слышно сразу, какой огромный потенциал у них обоих. Так что первые места были безоговорочными для жюри.

Фото: Павел Ваан & Леонид Семенюк

В конкурсе принимали участие и состоявшиеся мастера, и те, кто еще учится. Наблюдая, например, как вырос за время туров наш дипломант Кирилл Попов, студент Московской консерватории, я порекомендовала ему участвовать в следующем конкурсе. Конечно, одного потенциала недостаточно - важно, чтобы это был подлинный музыкант, способный не только продемонстрировать красивый голос, но понимающий, о чем он поет. Чтобы на сцене присутствовала личность.

Как родилась сама идея организовать такой тур?

Альбина Шагимуратова: В нынешнем году празднуется столетие Ирины Архиповой, а она и основательница, и душа этого конкурса, который и возглавляла более сорока лет. Мне показалось, что в духе ее заветов важно организовать такой масштабный тур именно по тем точкам на карте, где Ирина Константиновна проводила конкурс. Идея возникла спонтанно - Архипова так же возила лауреатов, показывала, рекламировала, гордилась ими. Челябинск, в котором последние годы проходил конкурс, стал одним из первых в нашем гастрольном маршруте. Мы посетим Ташкент и выступим в Минске, где конкурс проходил в 1971 году (тогда его выиграл Сергей Лейферкус). К ближнему зарубежью прибавилась турецкая Анкара. Каждый город важен и интересен мне лично.

В Ташкенте, где также проходил конкурс, я родилась, там у меня много родственников, специально прилетела чуть раньше, чтобы со всеми пообщаться. С Узбекистаном, с Театром им. Навои связана своей творческой судьбой лауреат Конкурса Глинки 1977 года, ныне член нашего жюри Гульшан Азизова - мы обе ученицы Галины Алексеевны Писаренко.

И Казань - мой родной город, наш концерт завершал там День города, и было очень приятно спеть для жителей и гостей. Тем более что мы выступали с одним из моих любимых маэстро - лучшим оркестром Татарстана в этот вечер дирижировал Александр Сладковский. Двухчасовой концерт завершился потрясающим праздничным салютом.

Но гастроли проходят не только по родным и знакомым местам - наверняка даже вы не везде бывали и выступали прежде?

Альбина Шагимуратова: Гастрольная жизнь тем и хороша - очень полезно и мне, и молодым лауреатам работать с разными оркестрами. Я, например, никогда не была в Алма-Ате, в Астане, в Анкаре. Очень хочу посмотреть эти города.

Мы начали гастроли в Санкт-Петербурге с Валерием Абисаловичем Гергиевым, а завершим этот тур в Минске - столице союзной Беларуси, с которой у нас такое искреннее содружество. Мне это кажется правильным и символичным. Кстати, среди номинантов и лауреатов конкурса есть солист Большого театра Беларуси - тенор Иосиф Никитенко, он тоже будет среди участников концерта.

Без музыки человек не может существовать. Она всегда источник сопереживания, сочувствия, радости и раздумий

Размах и программа выступлений действительно впечатляют. Насколько сложно физически выдержать такой напряженный график?

Альбина Шагимуратова: Гастрольная жизнь всегда подразумевает определенные сложности, но я переношу хорошо и самолет, и поезд. Хотя, конечно, та же смена часовых поясов влияет на самочувствие и на голос - нужно время на восстановление. В этот раз особенно сложно было адаптироваться в Красноярске. Но… артист не может существовать без гастролей.

А публика, она ведь всюду разная - насколько это влияет на вас?

Альбина Шагимуратова: Это ощущается мгновенно, начиная с аэропорта - другая аура. Но на наших выступлениях это не должно сказываться, главное - музыка, главное - донести до зрителя то, что хочешь ты и что заложено в произведении композитором. Публика всегда откликается на настоящее, искреннее, на открытую интерпретацию, когда ты поешь с душой, с сердцем. В этом отношении не бывает плохой публики, поверьте.

Для разных городов подбираются свои программы и участники?

Фото: Павел Ваан & Леонид Семенюк

Альбина Шагимуратова: Практически все лауреаты - вы еще увидите их имена на афишах лучших театров мира - связаны со своими театрами, и мы, конечно, подстраиваемся под их возможности, чтобы их отпустили. Программа? Я уже поняла, что у кого лучше звучит, и ставим это в программу. Что-то даже прошу выучить, и они с удовольствием соглашаются.

Вообще установить баланс между гастролями и спектаклями невероятно сложно. Гастроли, спектакли, концерты - они все разные. Спектакль - это командное взаимодействие с партнерами, с оркестром, с хором, с дирижером: ты растворяешься и творишь вместе со своими коллегами. Сольный концерт с симфоническим оркестром - отдельная планета. А сольный концерт камерной музыки под фортепиано - это совсем иное прикосновение к звукам - ты другой артист на сцене.

Когда пройдет следующий конкурс?

Альбина Шагимуратова: Хотелось бы сохранить существующую периодичность проведения конкурса один раз в два года, как это было у Ирины Архиповой. Но в нынешних сложных реалиях это практически невозможно. Чтобы конкурс проходил достойно, необходима полная поддержка государства. Поскольку Конкурс имени Глинки я считаю нашим культурным, историческим наследием, которое необходимо сохранить, мне хотелось бы, чтобы к нему было обращено внимание не только министерства культуры (что я ощущаю), но и сильных мира сего. У нас практически нет других вокальных конкурсов с такой историей, с лауреатами, которые прославили не только Советский Союз, но и Россию, русскую музыку, Глинку, Чайковского, Рахманинова, Римского-Корсакова. Этот конкурс надо всеми силами сохранить.

Фото: Павел Ваан & Леонид Семенюк

Что для вас самой стало самым важным в прошлом сезоне - и над чем работаете сейчас?

Альбина Шагимуратова: В прошлом сезоне - конечно, премьера "Нормы" в Мариинском театре, которую Валерий Абисалович - скажу без стеснения - специально для меня осуществил. Этой новой постановкой открывался фестиваль "Звезды белых ночей".

А сейчас я учу совершенно новую для меня партию - Дездемона в опере Верди "Отелло". Планируются гастроли Мариинского театра в Китай, и маэстро Гергиев попросил меня посмотреть и попробовать эту роль.

Дословно

Для чего нужна музыка людям?

Альбина Шагимуратова: Без музыки, мне кажется, любой человек не может существовать. Классическая, джазовая, симфоническая или рок-музыка, русская, итальянская, французская, немецкая - она всегда источник сопереживания, сочувствия, радости и раздумий. Катарсис, конечно, случается не каждый раз, но, если ощутишь его, - это счастье. Так что, пропагандируя музыку, мы пропагандируем счастье.

Кстати

Города, в которых выступят лауреаты Конкурса имени Глинки

  1. Санкт-Петербург
  2. Челябинск
  3. Уфа
  4. Нижний Новгород
  5. Красноярск
  6. Казань
  7. Ташкент
  8. Москва
  9. Анкара
  10. Астана
  11. Алма-Ата
  12. Липецк
  13. Тюмень
  14. Екатеринбург
  15. Ереван
  16. Самара
  17. Тольятти
  18. Минск
Классика