
Схожая тенденция и на Урале. По данным аналитиков интерьерной компании Tamamm, спрос на комфортную мебель для школьников в этом году вырос на 20 процентов. По словам руководителя фирмы Евгения Лаптева, производители стараются соответствовать ожиданиям - не просто держать марку, но и предвосхищать пожелания клиентов. Если раньше покупатель просил изготовить предмет мебели по образцу, выбирая лишь цвет или материал, то сегодня многие заказчики стремятся создать удобный уголок школьника и вписать его даже в небольшую квартиру.
- Спрос всегда растет ближе к началу учебного года. Самый активный сезон заказов - август-сентябрь, - делится наблюдениями Евгений Лаптев. - Клиенты видят детскую мебель безопасной, крепкой и не создающей проблем в эксплуатации.
За шесть лет компания сумела закрепиться в сегменте индивидуальных заказов. Пожелания заказчиков задают высокую планку разработчикам: мебель должна поддерживать правильную осанку, не перегружая позвоночник ребенка, ведь порой он проводит за письменным столом большую часть времени вне школы. Второе важнейшее требование - безопасность: отсутствие острых углов, использование нетоксичных сертифицированных материалов. Мебель эксплуатируется интенсивно, поэтому должна выдерживать значительные нагрузки. Еще один фактор, который нельзя игнорировать, - эстетика. Современным родителям, да и школам, оснащающим классы за счет бюджета, важно, чтобы интерьер был не казенным, а живым и уютным.
- Родители готовы инвестировать в своего ученика: специальная зона для занятий дисциплинирует и повышает эффективность обучения. Это уже не просто стол, а продуманное рабочее место, стоимость которого зависит от материалов и дизайна. В среднем качественный комплект обойдется в 50-70 тысяч рублей, - уточняет Лаптев.
Кстати, чрезмерный полет фантазии дизайнера в производстве детской мебели тоже исключается: она должна быть по росту и соответствовать ГОСТам и СНиПам. Например, в каталоге пермской компании "Дэми" - "растущие" парты, стулья и комплекты. Еще 20 лет назад производитель сделал ставку на трансформирующиеся конструкции, позволяющие подстраивать мебель: вытянулся ученик за лето - добавь высоту, смени угол наклона столешницы - тогда не испортятся ни осанка, ни зрение.
- Спрос на такие изделия ежегодно растет на десять процентов. Наша целевая аудитория - родители, которые осознанно заботятся о здоровье детей. Мебель выдерживает длительный период активной эксплуатации - 10-15 лет и часто переходит к младшим детям в семье, - рассказывает руководитель отдела продаж Татьяна Петухова.
Екатеринбургская компания "Титан" на рынке школьной мебели работает 23 года. В прошлом году ее ученический стол стал победителем национальной премии "Золотой медвежонок" в номинации "Лучшая мебель". В свое время уральцы активно изучали опыт европейских коллег на фабриках Германии, Италии, Австрии. Кстати, именно эта компания укомплектовала мебелью самые современные образовательные учреждения уральской столицы - Губернаторский лицей в Солнечном микрорайоне, школу № 133 в Академическом, читальный зал библиотеки в школе № 314.
- Усадить ребенка за стол недостаточно: нужно, чтобы он сконцентрировался на знаниях, - говорит директор мебельной компании Игорь Волков. - Мы стараемся постоянно совершенствовать свою продукцию. Недавно получили четыре патента, на их оформление уходит до полугода, зато новые технологические решения помогают повысить уникальность и выдержать конкуренцию. Для примера: маленькая деталь - крючок у школьной парты. Мы сделали его резиновым, чтобы ребенок мог повесить рюкзак или сумку со сменной обувью, но при этом не травмировался.
Комплектование школьных классов и помещений детсадов - более масштабное направление работы мебельщиков. Цена таких изделий, конечно, ниже, чем для домашнего пользования по индзаказу, зато суммы контрактов могут достигать десятков миллионов рублей. Работа ведется по ФЗ-44, и естественно, что за эти заказы конкурируют обычно несколько поставщиков - как региональных, так и федеральных.
Для победы важна хорошая репутация - это не просто отзывы потребителей, но еще и ряд документов, рассказывает Евгений Лаптев. Например, свое заключение дают эксперты Торгово-промышленной палаты, которые выезжают на предприятие и проверяют сырье, материалы, технологию производства, чтобы подтвердить, что товар полностью отечественный.
Уральские производители входят в Государственную информационную систему промышленности Минпромторга РФ. Цифровая платформа - это своего рода маркетплейс отечественных производителей, в каталоге которого собрано более миллиона наименований товаров. Скажем, компания "Титан" зарегистрировала более 60 позиций товаров для школьников - процедура заняла около трех месяцев. Зато это дает возможность вытеснить перепродавцов с электронных площадок.
- Мы проходили экспертизу по каждой позиции, представленной в нашем каталоге. Эксперты выносят оценку: к примеру, 90-110 баллов - это максимальный результат, с которым не стыдно заявиться на тендер, - говорит Татьяна Пастухова.
Игорь Волков советует коллегам, решившим пойти по тому же пути, не тратить деньги на частные фирмы, которые обещают быстрый результат, а нацелить штатных сотрудников на то, чтобы детально, шаг за шагом проработать с представителями ТПП все позиции.