Россияне массово отказываются от покупки электроники

Российский рынок электроники переживает рекордное за 30 лет падение спроса
Российский рынок потребительской электроники переживает рекордное за 30 лет падение спроса. Покупатели откладывают крупные траты и предпочитают хранить деньги, что создает беспрецедентные вызовы для ретейла. Представители рынка отмечают, что среди причин спада - рост влияния маркетплейсов.
В магазины за электроникой и бытовой техникой идут все реже, предпочитая покупки на маркетплейсах.
В магазины за электроникой и бытовой техникой идут все реже, предпочитая покупки на маркетплейсах. / Сергей Михеев

По словам генерального директора DNS Дмитрия Алексеева, за первые восемь месяцев этого года российский рынок электроники показал падение в номинальных рублях. Россияне перестали покупать электронику без необходимости и выбирают хранение денег на депозитах, подчеркивает Алексеев.

В пресс-службе компании "М.Видео-Эльдорадо" рассказали, что в январе - июне этого года рынок бытовой техники и электроники в целом снизился на 0,3% в натуральном выражении, в зависимости от категории. Но в ключевых сегментах - ноутбуки, телевизоры, крупная бытовая техника - зафиксирована ощутимая просадка, которая влияет на общую динамику и заметна покупателям, указывают в пресс-службе.

Наиболее ощутимое падение спроса, по данным "М.Видео-Эльдорадо", наблюдается в продажах ноутбуков: они упали на 10% в количественном и 14% в денежном выражениях; телевизоров - на 10% в количественном и 6% в денежном выражениях; настольных компьютеров - на 9% в количественном и 11% в денежном выражениях. А также заметно сокращение рынка крупной бытовой техники на 5% и 2% соответственно.

"Основными факторами стали высокая ключевая ставка, привлекательные ставки по депозитам, которые привели к переходу населения от потребления к накоплению, а также ограниченная доступность кредитов: в первом полугодии этого года рынок потребительского кредитования сократился на 31%, ипотечного - почти на 48%. Это напрямую влияет на возможность россиян совершать крупные покупки", - указывают в пресс-службе сети.

Падение спроса наиболее заметно в продажах ноутбуков и телевизоров

Также на конкуренцию влияет рост популярности маркетплейсов, особенно в массовом и бюджетном сегменте. "В последние несколько лет рынок сильно изменился, в том числе большое влияние на него оказали маркетплейсы. Модель маркетплейсов - абсолютно иной пользовательский опыт, другая парадигма работы с товаром и покупателями. Если раньше покупатели вбивали запрос о запланированной покупке в поисковике, сейчас это происходит непосредственно в маркетплейсах. Там же принимается решение о покупке, там же она осуществляется", - рассказали в пресс-службе "Ситилинк".

Там также добавили, что компания не будет бороться с этой "новой реальностью". "Как раньше уже не будет, нужно это принять и адаптироваться к актуальным условиям рынка. Лучший способ - взглянуть на маркетплейсы под другим углом, не как на конкурента, а как на один из приоритетных каналов сбыта. Присутствие на маркетплейсах не только обеспечивает продажи, но и способствует росту узнаваемости бренда", - указывают в пресс-службе.

В "М.Видео-Эльдорадо" также отмечают, что в премиальных и технологически сложных категориях, таких как крупная бытовая техника, ноутбуки, телевизоры или smart-решения - классическая розница пока сохраняет ключевые позиции.

Товары и цены